Основан
в 1914 году
Наш университет

Региональная общественная организация Армянская община «Ани-Армения»

armyan_emb    Армянская община в Екатеринбурге была создана в 1988 году и первоначально называлась «АНИ». В 1994 году община официально зарегистрировалась и стала называться Общественная организация «Армянская община «Ани-Армения». Ани — это одна из древних столиц Армении, которая сейчас находится на территории Турции, а Армения — это современное государство, и в названии общины заложен смысл, что где бы армяне не находились они все равно вместе. Первым председателем был Давид Манукович Петоян, затем его заменил Михаил Багратович Матевосян, нынешний председатель общины Масис Хачикович Назарян.

DSC_7994_

    Община ведет активную деятельность.

    При ней с 1994 года существует армянская воскресная школа, которую ее директор А.А. Марабян и весь педагогический коллективпревратили в настоящий духовный центр общины. Сюда с удовольствиемприходят не только дети, чтобы учиться родному языку, — их мамам ипапам также находятся занятия. При школе организованы хор, детскийкамерный квартет, театр, студия танца; проходят вечера, отмечаются днирождения и праздники.

    Армянская община была одним изинициаторов учреждения Дня народов Среднего Урала, активно участвовалав создании Миграционного Центра в г. Екатеринбурге, ОбластногоКонсультативного совета по делам национальностей. По приглашениюорганизации на Урал часто приезжают армянские артисты, певцы,музыканты: А. Джигарханян, Д. Гаспарян, А. Давтян, Н. Есаян, Л.Мкртчан, Р. Асатрян, А. Бабаханян. В филармонии проходят вечера памятикомпозитора А. Тертеряна и А. Хачатуряна.

    Также община ведет большую благотворительную деятельность.Многочисленные благодарственные письма были вручены ей различнымиорганизациями, такими как администрация г. Березовского за участие вблаготворительной акции в связи с 250-летием г. Березовского ипроявленную заботу о детях-сиротах. Благодарственное письмо отхудожественного руководителя ансамбля «Серпантин» Н. Г. Федотьева запомощь в пошиве мужской обуви для ансамбля, от Свердловскойгосударственной академической филармонии за деятельное и активноеучастие в проведении Фестиваля памяти Авета Тертеряна, который проходитв Екатеринбурге уже на протяжении нескольких лет, от специальной(коррекционной) школы №169 для детей с ограниченными возможностями засотрудничество и помощь.Армяне сдаваликровь для российских воинов, раненных во второй чеченской войне,неоднократно оказывали материальную помощь Госпиталю ветеранов всехвойн и другим организациям.

    С 2002 года выходит еженедельная телевизионная программа «Наследники Урарту».

   Творческие коллективы:
— детский и старший хор, худ. руководитель и хореограф Абелян Вероника Павловна;
— струнный квартет «Ной», худ. руководитель Абгарян Нарине;
— ансамбль танца, Багдасарян Вачаган Гарникович.

   Творческиеколлективы общины «Ани-Армения», особенно детские, пользуются успехом,выступая на праздниках в Екатеринбурге и Свердловской области, аквартет «Ани» гастролировал и в России, и в Армении.

    Сегодня в ряду наиболее значимых для армянской общины дел — строительство храма Сурб Карапет. Церковь, которая возводится попроекту архитектора А. Гаспаряна, станет не только первым армянскимхрамом в Екатеринбурге, но и одним из украшений города.

    В декабре 2008 года община отмечала свой юбилей.

    В Екатеринбурге живет около 12 000 армян, а всего в Свердловской области около 25 000.

У истоков истории

    Во II тысячелетии до н.э. на Армянском нагорье жили предки современных армян. Строили города с крепостями, дворцами, храмами, обрабатывали землю, поклонялись богу Солнца, имели свою письменность. Государство Урарту крепло, отражая набеги ассирийцев. В XI-IX веках до н.э. здесь происходит технологический переворот, связанный с переходом к бронзе, а затем и железу. О военном снаряжении и оружии урартов позволяют судить сохранившиеся рельефы на ассирийских бронзовых обшивках храмовых ворот. Воины изображены здесь в подпоясанных рубахах, в шлемах с гребнями, с маленькими круглыми щитами и короткими прямыми мечами; защитники на стенах вооружены также луками. Начиная с VIII века до н.э. об Урарту, а позднее — об Армении Великой, расположенной между Средиземным, Черным и Каспийскими морями, пишут историки: Геродот, Страбон, Плиний Старший, Клавдий Птолемей, Плутарх, Мовсес Хоренаци, Дион Кассий, Зеноб Глак и др. Авторы рассказывают об Армении как о стране с высокоразвитыми ремеслами и сельским хозяйством, самобытной культурой, сильной в военном деле и независимой.

    Связи армянского и русского народов имеют давнюю историю, особенно если учесть контакты Руси с Византией, где армяне играли важную роль. Например, ректором Константинопольского университета был армянин Лев Математик, а учились у него братья Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. Известно, что в Древнем Киеве жили армянские ремесленники, врачи, торговцы. Армянские военные дружины служили русским князьям.

    Отношения между этими двумя народами становятся еще более прочными с принятием Русью христианства (988 год) и женитьбой Великого князя Владимира на Анне, сестре византийского императора Василия II Македонянина, армянина по происхождению. Армяне начали селиться в Киеве, Великом Новгороде, в Итиле, Великих Булгарах, Суздале и т.д. В посаде Москвы уже в 1390 году существовало подворье Авраама Армянина, а Иван Грозный даровал армянам право на поселение в «белом городе». В 1710 году в Санкт-Петербурге начали возникать первые «армянские конторы», и уже полтора десятка лет спустя через «град Петра» шло 90% товаров из России в Европу и обратно, причем львиную долю товаропотока обеспечивали армянские купцы. Армяне-промышленники основали в северной столице шелкоткацкие фабрики.

    Среди армян было много высокообразованных людей, поступавших на государственную службу, принимавших деятельное участие в торгово-экономической и дипломатической жизни России. Важную роль в истории диаспоры сыграл Григорий Халдарян, открывший в 1783 году в Санкт-Петербурге первую в России армянскую типографию и составивший армяно-русский словарь. А армянские купцы братья Лазаревы по проекту зодчего Казакова в 1815 году построили в Москве знаменитый Лазаревский институт восточных языков, где бывали А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, А.С. Грибоедов, В.А. Жуковский, учились И.С. Тургенев и К.С. Станиславский.

    При Екатерине II в России строятся новые армянские города — например, Григориополь в 12 км от Дубоссар, а при участии А.В. Суворова, который лично занимался переселением армян из Крыма в Россию, в районе крепости св. Дмитрия Ростовского (ныне Ростов-на-Дону) заложен город Нахичевань...

    Еще при Петре I известный деятель армянского освободительного движения Исраэл Ори поставил вопрос об освобождении Армении от персидско-турецкого владычества. После русско-персидской войны 1826-1828 годов Восточная Армения была освобождена и присоединена к России по Туркменчайскому договору. Прогрессивное значение этого исторического события бесспорно. После октября 1917 года Армения вошла в состав Советского Закавказья, а затем в состав СССР. С конца 1991 года Армения — независимое государство, член СНГ.

    Дружба между русским и армянским народами проверена веками и закалена в боях. В X веке армянские дружинники защищали Каменец-Подольский. В Грюнвальдской битве плечом к плечу со славянами сражались против тевтонских рыцарей два армянских отряда. Во время военных походов Ивана Грозного армянские пушкари в осажденной Казани отказались стрелять по русским войскам — по единоверцам. В Отечественную войну 1812 года в рядах русской армии воевали генералы Мадатов, Меликов, Лазарев и др. В годы Великой Отечественной войны армянские воины вместе со всем советским народом освобождали мир от «коричневой чумы» — фашизма. Среди армян 103 Героя Советского Союза, в том числе маршалы Баграмян, Бабаджанян, Худяков (Ханферянц), адмирал Исаков.

Три столпа армянской души

    Если говорить об армянской культуре, счет пойдет на тысячелетия. Выведенные на полях средневековых манускриптов письмена свидетельствуют о некогда мощной реликтовой системе, господствовавшей в Армении в III-II тыс. до н.э., до того как армяне стали использовать клинопись. Как указывают средневековые авторы, эти письмена — пиктограммы-петроглифы (эцагир) — использовались для выражения речи. Более поздний алфавит, применявшийся до середины I тыс. до н.э., очень схож по начертанию с современным армянским алфавитом, который в 450 году н.э. разработал христианский монах Месроп Маштоц.

Религия

armyan2

    До принятия христианства в Армении были распространены язычество, зороастризм. Согласно Священному Преданию Армянской Церкви, первые семена христианства были посеяны на этой земле святыми апостолами Фаддеем и Варфоломеем, которые явились в Армению по просьбе царя Абгара. В 301 году н.э. христианство становится государственной религией, и Григорий Просветитель, первый Католикос, строит храм Эчмиадзин… Таким образом, в 2006 году Армянской Апостольской Церкви исполнилось 1705 лет.

Искусство

armyan1
    Искусство Армении многогранно, как многогранны таланты его лучших представителей, среди которых немало могучих, ренессансных по духу личностей. Таковы ученый, просветитель Месроп Маштоц; «отец армянской истории» Мовсес Хоренаци; историк, писатель, религиозный деятель Егише; писатель, историк, переводчик Корюн; поэт-ашуг Саят-Нова, композитор, дирижер, ученый Комитас; композитор, дирижер, общественный деятель А.А. Спендиаров; писатель, общественный деятель О.Т. Туманян и многие, многие другие. Практически все представители армянского искусства и культуры были борцами за свободу своего народа и патриотами Армении.

    Патриотизм и любовь к своей исторической родине — характерная черта всех армян. А потому, в каком бы уголке мира ни жили, они консолидируются. Обязательным фактом существования армянской общины является сохранение веры, родного языка и культуры. По всему миру существуют храмы Армянской Апостольской Церкви и армянские национальные школы.

Праздники

armyan3 
  Где бы ни жили армяне, они отмечают такие даты, как День независимости Армении (21 сентября), День первой Республики (28 мая). Особое место занимает День памяти жертв геноцида армянского народа. В этот день, 24 апреля, во всех армянских церквях служат панихиду по соотечественникам, погибшим в 1915 году в Османской империи.

    Конечно, отмечают армяне и Рождество, и Новый год, и Праздник материнства и красоты (7 апреля), и многие другие даты. С языческих времен сохранился веселый и романтический Трндез (13 февраля).

Кухня

    Армянская кухня — одна из древнейших в Азии и Закавказье, а потому количество блюд и способов их приготовления не поддается исчислению. Многие блюда довольно сложны, зато даже самый обычный продукт превращается в изысканное лакомство. Разнообразие приемов наглядно проявляется в первых блюдах; здесь и супы с кисломолочно-яичной основой (спасы, тановы), и раздельно приготовляемые бозбаши, и сложные виды лапши (тархана). Много блюд с молотым мясом: кололак, схторац, толма и др. Горячий холодец (хаш) имеет почитателей далеко за пределами Армении. У армян очень популярны сыры и другие кисломолочные продукты: мацони, соусы и т.д., а также лаваш из бездрожжевого теста. Овощи и фрукты употребляют сырыми, сушат, квасят, маринуют, добавляют в супы и вторые блюда, делают варенья и соки. Нельзя не упомянуть и о знаменитом армянском коньяке...

 

Наследники Урарту на Урале

    Армению и Средний Урал соединяют давние партнерские и дружеские отношения. Со Свердловской областью связана судьба многих армян: С.А. Акопова, директора Уралмашзавода (1937-1939); И.Т. Тевосяна, министра черной металлургии, зампредседателя Совета Министров СССР; A.M. Петросянца, выпускника УПИ, председателя Государственного комитета по использованию атомной энергии; А.С. Александрова, ректора УПИ; А.Х. Бенуни, завкафедрой экономики цветной металлургии УПИ; А.А. Бабаджана, замдиректора по научной работе института «Унипромедь»; И.Г. Саркисова, директора СУМЗа; П.П. Сухакова, директора института «Унипромедь», и многих других. Уральцы помнят и ценят тех, кто здесь трудился. Например, выпушена книга о P.O. Матевосяне, ученике академика И.Я. Ростовского, работавшем в Институте химии УрО РАН и в УПИ.

    Приток армян на Урал увеличился с 1988 года, поистине черного для армянского народа, ибо на этот год приходятся землетрясение, разрушившее Спитак, Ленинакан, Степанаван, Кировакан, сотни сел, унесшее десятки тысяч жизней; начало войны в Карабахе; трагедия в Сумгаите.

    Армяне во все времена быстро интегрировались в другие культуры, а потому на Урале нет такой сферы, где бы они не были задействованы. Среди них есть ученые, педагоги, врачи, юристы, строители, инженеры, военные, сотрудники правоохранительных органов, бизнесмены, руководители крупных предприятий, чиновники, политики и т.д.

    Насколько весом вклад армян в развитие Свердловской области сегодня, вновь могут рассказать имена: генерал-майор Г.А. Исаханян, Герой России, председатель Областного совета РОСТО; С.К. Эйриян, генеральный директор Среднеуральской птицефабрики, А.Н. Макарян, директор санатория «Обуховский»; Г.А. Геворкян, заслуженный художник РФ, заведующий кафедры скульптуры УрГАХА, автор памятников А.С. Пушкину и «Седой Урал» в Екатеринбурге; И.Н. Мирзоян, директор МУП «Зеленстрой» г. Екатеринбурга, кавалер ордена «Слава нации»; Р.Т. Торосян, врач, общественный деятель; Д.М. Петоян, предприниматель, основатель и первый председатель организации «Ани-Армения»; М.А. Мноян, юрист, общественный деятель, и, опять же, многие, многие другие.

    В настоящее время на Среднем Урале действуют региональная общественная организация «Армянская община «Ани-Армения» и религиозное объединение армян «Сурб Карапет», которые принимают самое деятельное участие в политической и социально-культурной жизни Екатеринбурга и области.