Основан
в 1914 году
Наш университет

Национально-культурная автономия российских корейцев

koreyci_emb

    Председатель — Ким Владимир Васильевич

Там, за Туманганом

    История полумиллионной корейской диаспоры СНГ началась почти полтора века назад с 13 семей первых переселенцев.

    В 1860 году Россия, воспользовавшись поражением Китая в третьей «опиумной войне» с Англией и Францией, вынудила китайское правительство подписать Пекинский трактат, по которому получила обширные, но мало населенные земли на правом берегу Амура — нынешнее Приморье. В результате у России появилась 14-километровая граница с Кореей. А четыре года спустя через реку Туманган на российскую сторону в поисках лучшей доли тайно переправились 13 семейств корейских крестьян. Получив разрешение военного губернатора Приморской области контр-адмирала Казакевича, они основали первый корейский поселок Тизинхе.

korey5

Надо отметить, что перебираться на чужбину корейцев толкала нужда и произвол феодалов. Правитель Кореи под угрозой смертной казни запретил своим подданным переселяться в Россию и Маньчжурию. Россия же благоприятствовала массовому переселению, преследуя при этом, естественно, свои цели. Дальний Восток и сегодня относительно мало населен и освоен, ну а в ту пору тысячи гектаров плодородных земель ждали, когда прикоснется к ним рука человека… 27 апреля 1861 года царь Александр II утвердил «Правила для поселения русских и инородцев в Амурских и Приморских областях Восточной Сибири». По этому указу переселенцы получали до 100 десятин земли, навсегда освобождались от подушных податей, на 10 лет от военной обязанности и на 20 лет от платы за пользование землей. Земля же была, да и по сей день остается, главным жизненным источником этой трудолюбивой нации.

    К 1917 году в России проживало уже около 100 тысяч корейцев. В большинстве своем это были крестьяне. Но вскоре из их рядов выдвинулись партработники, офицеры, администраторы. В корейских селах Приморья создавались национальные сельсоветы; военнообязанные проходили службу в Корейском 26-м стрелковом полку. Многие корейцы в 20-е годы были направлены на работу в Коминтерн и в разведывательные службы для борьбы с японскими милитаристами. К началу 30-х годов в Дальневосточном крае насчитывалось более 300 корейских школ, в Уссурийске работал корейский педтехникум. Были основаны национальный театр и газета «Сонбон» («Авангард»). Во Владивостоке открылся пединститут — единственное тогда корейское высшее учебное заведение в мире.

Заложники большой политики

    На это же десятилетие приходится и цепь трагических для советских корейцев событий. В 1931 году Япония оккупировала Маньчжурию, а в 1937 году начала войну за захват всего Китая. Граница с Кореей и Китаем была закрыта. Вдобавок Корея была японской колонией, и руководство СССР рассматривало приморских корейцев как потенциальных агентов главного противника Советской России на Дальнем Востоке. В этих условиях и произошла катастрофа — насильственное переселение корейцев. Они стали первым из репрессированных народов.

    Директивы ЦК ВКП(б) и Совнаркома были приняты 21 августа и 28 сентября 1937 года, а уже 25 октября нарком Ежов докладывал в Кремле, что «выселение корейцев из ДВК закончено» и в Казахстан и Узбекистан в рекордные сроки вывезены 36442 семьи (171781 человек). Корейцев из отдаленных районов, находящихся в рыболовецкой путине, командировках и т.д., предполагалось вывезти сборным эшелоном до 1 ноября 1937 года. Также в спешном порядке выявлялись, задерживались, подвергались арестам и депортации корейцы, проживавшие или проходившие учебу в городах центральной части России.

    Вплоть до смерти Сталина корейцы были серьезно ограничены в правах. В армию их не брали, выехать за пределы Средней Азии по собственному желанию они не могли. Во время войны направлялись на принудительные работы в «Трудармию», где потери лишь немногим уступали фронтовым. Правда, запрет на армейскую службу не коснулся тех, кто избежал депортации, и многие ушли на фронт, а один — капитан А. П. Мин — стал Героем Советского Союза.

    Негласные запреты продолжали существовать и потом, до распада Советского Союза. Тем не менее после реабилитации 1957 года корейская молодежь стала уходить из сельского хозяйства и в массовом порядке поступать в вузы — не только в городах Средней Азии, но и в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Свердловске. Через 30 лет, по статистике, доля людей с высшим образованием среди корейцев была в два раза выше, чем в среднем по стране.

 

В Свердловск за знаниями

    Можно сказать, что именно эта «образовательная экспансия» обусловила появление корейской диаспоры на Урале. Она же определила социальный статус большинства уральских корейцев. К 70-м годам корейцы имели достаточно весомое представительство среди ученых, инженеров, юристов. Сегодня почти в каждом вузе, академическом или отраслевом институте Екатеринбурга есть корейцы-преподаватели, доктора наук, профессора, воспитавшие не одно поколение учеников, немало сделавшие для развития науки и техники Уральского региона и страны в целом. Среди них доктор наук А.В. Ким, ведущий научный сотрудник Института математики и механики, победитель конкурса «Лучшие ученые РАН»; профессор, заведующий кафедрой философии УрГУ В.В. Ким; профессор кафедры общей химии УГМА В.Д. Тхай, проректор заочного отделения УрГУПС доцент Е.Б. Хан и многие другие.

    Немало корейцев работает в медицинских учреждениях, в правоохранительных органах города и области, в рядах вооруженных сил. Почти 20 лет преподавал в Высшем военно-политическом танково-артиллерийском училище полковник Шин B.C. Дважды прошел Афганистан военком Верх-Исетского района полковник Хан В.В. Много лет служил в штабе Уральско-Приволжского военного округа полковник Хан Г. А.

    В костяк диаспоры входят и представители рабочего класса, мастера своего дела — те, кто приехав в промышленный регион, овладел рабочей специальностью и десятилетиями оттачивал свое мастерство на заводах Урала. Как, например, электрогазосварищик высшей квалификации Ю.А. Хван, всю жизнь проработавший на Уралэлектротяжмаше.

    Можно сказать, что сообществу корейцев Свердловской области около полувека. Конечно, не было официальных собраний и других атрибутов, присущих общественным организациям, зато было неформальное общение. Уральских корейцев объединяли профессиональные интересы, родственные связи, традиции гостеприимства и любовь к национальной кухне.

Правда о корейской кухне

korey2   korey8   korey3

    Большинство корейцев индустриального Урала работают в сферах, где решающую роль играет научно-технический прогресс, наукоемкие технологии. Однако любовь к земле, к сельскому труду они хранят на генном уровне. Отсюда расхожее мнение, что если в коллективном саду есть кореец, то именно к нему надо идти за советом, как вырастить хороший урожай моркови, лука, капусты, а заодно и попросить рецепт какого-нибудь корейского салата. Старшее поколение до сих пор сохраняет отношение к еде как драгоценному источнику жизни и передает молодежи традиции национального хлебосольства.

korey4

    Впрочем, понятие «хлебосольство» по отношению к корейцам не совсем применимо. Исторически основой питания этого народа служит не хлеб, а рис, и многие семьи уральских корейцев считают рис главным блюдом. Остальное — лишь добавки к нему, приварок. Из риса делают сотни разных блюд, мелют муку и даже едят в сыром виде, приготовляя отбивные рисовые хлебцы… Таким образом, можно было бы говорить о «рисосольстве» этой нации, если бы не одно «но». Чаще всего из риса варят кашу, по-корейски — «пап», и подают ее исключительно в пресном виде, не добавляя не только масло, но и соль, которые лишь портят вкус!

    Все дополнительные вкусовые ощущения в корейской кулинарии привносятся закусками — их называют панчхан. Закусок много, и именно они делают пищу разнообразной, витаминизированной и, по мнению корейцев, вкусной.

    А «самое корейское» из всех корейских блюд не морковь по-корейски — к слову, в Корее нет такого блюда, это кулинарное изобретение среднеазиатских корейцев! — а ким-чи. Этот род очень острых овощных закусок на столе у корейцев столь же обязателен, как и рис. Ким-чи получается в результате закваски различных овощей — прежде всего кочанного салата, капусты, редьки, лука и специй.

    Еще один немаловажный факт: специалисты по питанию часто утверждают, что корейская пища идеальна по своей сбалансированности. Насколько эти утверждения справедливы, не нам судить, но низкое содержание жиров и сахара в корейской пище — очевидно.

 

Корейцы новой волны

    Для республик бывшего СССР 90-е годы ознаменовались не только политическим и экономическим кризисом, но и проблемами национального самоопределения. Начался массовый выезд «русскоязычного населения», в том числе и корейцев, из Средней Азии в Россию. Численность корейцев в Уральском регионе увеличилась в разы. Сейчас в Свердловской области проживает около двух тысяч корейцев, из них около тысячи в Екатеринбурге, примерно 450 человек в Нижнем Тагиле и около 150 — в Каменске-Уральском.

    Новые экономические возможности и приток «свежей крови» в сообщество уральских корейцев благотворно повлияли на идеи национально-культурного возрождения. 26 апреля 1990 года в Екатеринбурге было создано культурно-просветительское общество «Мунхва», а в 2004 году взамен него учреждена Екатеринбургская городская национально-культурная автономия российских корейцев (НКА). К «ветеранам» корейского движения, в большинстве своем представителям уральской науки, присоединились молодые лидеры, бизнесмены: генеральный директор Уральского электронного завода СВ. Тхай, директор ООО «Урал-птица» И. В. Ким, зам. директора фирмы «Кредос» Ю.А. Пак и другие.

    Специфика этой диаспоры в том, что за полтора века в России, особенно после депортации с Дальнего Востока, где они жили компактно и относительно обособленно, корейцы почти полностью ассимилировались. Для большинства корейский язык перестал быть родным. Характерной чертой новых времен стало обилие смешанных браков. Видя своей главной целью сохранение этнической самобытности, приобщение молодежи к изучению корейского языка и национальной культуры, активисты НКА энергично взялись за дело.

    Например, для популяризации корейского языка не только среди этнических корейцев, а и среди всех желающих, в УрГУ в 2000 году был открыт факультатив, ведет который преподаватель из Южной Кореи. Курс окончили уже 40 человек, в том числе 18 русских. Любопытно, что именно русские студенты добиваются наибольших успехов в изучении этого сложного языка, а двое — Валентин Хренов и Мария Федорова — владеют им свободно и помогают с переводом при встрече корейских делегаций.

    Для приобщения к традициям и укрепления связи с прародиной, углубления взаимопонимания, братской дружбы и сотрудничества с соотечественниками в 2004 году НКА провела международную конференцию «Россия — Корея: история и современность». В ее рамках состоялась художественная выставка КНДР, фотовыставка Республики Корея, олимпиада по корейскому языку, праздник национальной кухни, презентация Областной федерации по тэквондо, становлению которой, кстати, немало помогли корейские мастера. Для научных и деловых кругов Среднего Урала НКА организовала встречи с делегацией Корейского института науки и технологии (Ю. Корея). Были гостями Екатеринбурга спортсмены из Сеула, делегация из г. Инчон и многие другие.

Праздники

    Традицией для уральских корейцев становится совместное празднование Хан-сика (день поминовения предков) и Эринил-нала (день детей), Сол-нала (Новый год по лунному календарю) и Чусока (День урожая).

Особая гордость диаспоры — фольклорно-танцевальный ансамбль «Мотнам кот» («Цветущая вишня») и детская танцевальная студия, которой руководят Зинаида Тян и Розалия Ан. Ни один корейский праздник или интернациональный фестиваль не обходятся без этих коллективов. А талант юной вокалистки Веры Тхай, участницы многих всероссийских конкурсов, отметил сам Владимир Спиваков!

    Как видим, уральским корейцам вполне по силам задача, которую они перед собой ставят: бережное отношение к истории и культуре своего этноса, уважение традиций и обычаев других наций, мир и согласие между всеми народами Среднего Урала. И, думается, наш индустриальный край стал красивей и богаче во многом благодаря труду и любви к этой земле потомков народа Страны утренней свежести.