Основан
в 1914 году
Наш университет

Общественное объединение «Курултай башкир Свердловской области»

embl_bash     «Когда-то Европу от Азии отделяла вода… Владыка вселенной позвал к себе джигита-башкира и велел ему взять большую стальную иглу и бесконечно длинную золотую нить и пришить Европу к Азии. Тот долго и толково трудился и к исходу первой вечности завершил свою работу. На месте шва получилась гора несметных сокровищ. Так и возник Урал. Бог остался доволен и в вознаграждение дал джигиту в жены прекрасное создание в женском облике и материнской плоти. От них-то и начался род башкирский».

    Такую легенду поведал народный поэт Республики Башкортостан Мустай Карим


22

Н.Ф. Тюменцева принимает активное участие в работе Центра содействия национально-культурным объединениям при Горном университете


ООО «Курултай башкир Свердловской области» создан в 1997 году.

Председатель — Тюменцева Нафиса Фасхутдиновна.

Цели создания:отстаивание интересов башкирских народов, развитие башкирского языка, культуры, истории, традиций.

В Свердловской области сейчас проживает около 37200 человек, в Екатеринбурге — 12000 человек.

Программы и проекты

 

Историки о башкирах

    Первые упоминания о племенах, составивших башкирский народ, находим у Геродота. В V веке до н.э. тот писал о степенных и дружелюбных аргиппеях, плосконосых, с широкими подбородками, лысых (тюркоязычные мужчины испокон веков брили головы).

    Само название народа — «башкорт» — впервые встречается в трудах Саллама Тарджемана (первая половина IX века). О стране башкир, ее народе и обычаях сообщали в IХ-ХIII веках арабские геграфы Ахмед Ибн-Фадлан и ал-Балхи, итальянский монах Карпини Плано и голландец Виллем Рубрук. Ибн-Русте отмечал, что башкиры — «народ самостоятельный, занимающий территории по обеим сторонам Уральского хребта между Волгой, Камой, Тоболом и верхним течением Яика». А географ Идриси в XII веке писал о двух областях башкир «внутренней» и «внешней» и упоминал башкирские города Немжан, Гурхан, Каракия, Касра и Масра.

    Со второй половины XVI до начала XIX века башкиры занимали земли от левого берега Волги на юго-западе до верховьев Тобола на востоке, от реки Сылвына севере до среднего течения Яика на юге. Вели они кочевой образ жизни, занимаясь преимущественно скотоводством, бортничеством, охотой и рыбной ловлей.

    В Республике хорошо развито коневодство. Для башкир лошади — это непросто дань моде, это символ жизни. К тому же лошади даютблагословленный напиток кумыс. «Кумыс дает силу, кумыс веселит душу» — говорят в народе.

Bashkir1     Bashkir2     Bashkir5

    Знали и земледелие, и ремесла: выплавляли железо и медь, ковали оружие и орудия труда, изготавливали войлоки, паласы, ткани и т.д.

    Обладая мирным нравом, умели постоять за себя. Не случайно же Золотая орда 14 лет билась с башкирами и в конце концов заключила с ними мирный договор. А когда Иван Грозный завоевал Казань, он обратился к башкирскому народу с призывом добровольно войти в состав Русского государства. В 1554 году первыми в Казань к царскому наместнику поехали послы западных и северо-западных башкир. За последующие два-три года присоединились оставшиеся племена.

    В Жалованных грамотах, данных башкирским послам в Москве, излагались такие условия: русское правительство гарантировало башкирам защиту от притязаний ногайских и сибирских ханов, от вторжения внешних врагов; сохранило за башкирским народом занимаемые ими земли на условиях вотчинного права; обещало не посягать на религию башкир и не переводить их в другую веру; обязалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь, оставив власть на местах в руках башкирских биев и князей. Башкиры, признав себя подданными русского царя, обязались за свой счет нести воинскую службу и вносить в казну поземельную подать — ясак — медом и пушниной.

 

О чем поет курай

    Несмотря на этническую неоднородность и влияние различных культур, башкирскому народу удалось сохранить свое этнокультурное своеобразие. Должно быть, в этом ему помогает жизненная энергия, питаемая вольной силой степей.

    Основная религия башкир — ислам, распространявшийся среди них с X века благодаря миссионерам-проповедникам и торговым связям с исламским миром. С исламом утверждаются и мусульманские праздники и обряды: Никах, Ураза, Маулид, Курбан и др. Сохранили башкиры и элементы языческих верований своих предков, которые поклонялись рекам и озерам, скалам, зверям и птицам. Особо почитались волк и медведь, лебедь, журавль, беркут, сокол. Существовал культ грачей, связанный с культом предков.

Праздники

    Сезонный календарь кочевников делил год на два основных периода: весенне-летний и осенне-зимний. Начало каждого отмечалось праздниками.

    Так, поздней осенью справляют Каз эмясэ — праздник гуся. В старину, когда приходила пора забивать гусей, молодые женщины и девушки собирались, чтобы вместе их ощипывать и разделывать, а заодно и показать свою ловкость в работе. Раньше по окончании работ в доме состоятельного хозяина устраивали угощенье, на огонек приходили юноши, дарили девушкам подарки, загадывали загадки, присматривали невест. В наши дни праздник проходит на улице, где устраиваются различные состязания и игры.

    Праздником и обильными жертвоприношениями всегда отмечалось начало весны: нужно было отблагодарить богов за прожитую зиму и испросить благоденствие себе и своим стадам.

    С прилетом грачей, в честь пробуждающейся природы, справляли Каргатуй. В этот день мальчишки бегали по деревне, собирали крупу, яйца, масло. Потом на одном из ближайших холмов варили кашу, водили хороводы, устраивали игры.

    Весной же праздновали Навруз, в котором принимали участие все, от мала до велика.

    В начале лета проводился Кэкук сэйе — «кукушкин чай» — окружающим желали благополучия и процветания.

    С переходом к земледелию башкиры начали отмечать праздник плуга — Сабантуй. Богатыри-батыры соревнуются здесь, проявляя свою ловкость и удаль, сказители-сэсэны — силу своего слова, кураисты, певцы — чары своих мелодий.

Творчество

    Жизнь на лоне первозданной природы, в краю привольных степей и стремительных рек, горных вершин и серебристых озер отразилась на мировосприятии башкир и нашла выражение в народном творчестве. Особое место в башкирском фольклоре занимает эпос («Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылыу» и др.), сказка, легенды и предания, загадки. У башкир много песен про родные просторы, про Урал, и эти песни протяжные. В них слышны и клики журавля, и клекот орла, и кукованье кукушки, и топот скачущих коней.

    Салават Юлаев — башкирский национальный герой, народный поэт,воспевавший подвиги башкирских богатырей, родную природу, еготворчество, проникнутое духом борьбы против всякого гнета,передавалось из уст в уста.

Урал

Славен мой
Урал Высотою скал.
Гребни горных круч
Блещут из-за туч.

Месяц серебрит
Ручейки долин,
Сосны, и гранит,
И снега вершин.

Солнце золотит
Сосны и гранит,
Ручейки долин
И снега вершин.

Надо мной шатром
Неба синева,
Шелковым ковром
Вся в цветах трава.

Славит соловей
Песнею своей
Лес, громады гор
И степной простор.
Я гляжу на мир,
Молодой батыр,
Полный вольных дум,
Слышу леса шум.

Славен мой Урал,
В самоцветах весь!
Взвейся выше скал,
Об Урале песнь!

Bashkir3

    Близость к природе наблюдаются не только в образах песенной поэзии, но и в типе народных музыкальных инструментов. Например, курай изготовляется из одноименного растения, которое можно найти только в горах Урала.

Семья

    Исключительно важную роль у башкир, как и у всех народов, играет семья. Семейная жизнь строится по Корану и шариату. Не редки межнациональные браки, чаще с татарами. По Корану, многоженство — явление приемлемое, поэтому богатые башкиры могли находиться в браке с четырьмя женщинами одновременно. Кстати, сегодня этой обычай начинает возрождаться. Но как правило башкирская семья — моногамная. Калым (выкуп невесты) сохранился и по сей день. Не в единственной форме существовал и развод. Самым главным его типом был талак — трехкратное произнесение мужем слова «талак», после чем о развод считался окончательным.

    Надо сказать, что башкирки пользовались относительно большей свободой, чем женщины многих других мусульманских народов. Девушки вступали в брак, будучи уже взрослыми, сами выбирали мужей. Башкирки активно участвовали в общественной жизни, в освободительной борьбе народа. В сопротивлении натиску монголо-татарских полчищ была и их заслуга: они вставали вместо павших мужей и братьев — не зря же история сохранила память о «башкирских амазонках»!

Национальная кухня

DSC04887_    Очень многое может сказать о народе его национальная кухня. Башкирская кухня насчитывает более 200 наименований блюд. Раньше в рационе преобладала мясная и молочная пища. Традиционным угощением была вареная конина или баранина с лапшой (бишбармак). С мясом гостям подавали кусочки вяленой колбасы (казы), а затем подносили чашу с бульоном (шурпа). В меню горно-лесных башкир заметное место занимала дичь (утки, тетерева), мясо диких коз, лосей, рыба. Повсеместно употреблялись заквашенное молоко (катык, ойоткан), творог. Вываренная и подсушенная творожная масса (кызыл эремсек, эжекэй) заготовлялась впрок. Выпечку делали из разного теста: тут и бэлеш (беляш), и баурсак, и бугорук (пироги с творогом и тыквенной начинкой), и блины, и оладьи… Из напитков наиболее известны кумыс, буза, айран, медовуха и др. Хлебосолы башкиры говорят: где еда, там и довольствие.

 

Дружба русского и башкирского народов

    Башкиры Свердловской области, коренное население Урала, живут во всех городах и районах области. Большая их часть — сельчане. Места компактного проживания — Красноуфимский, Михайловский, Нижнесергинский, Артинский, Каменский районы. Вместе со всем народом в 2007 году уральские башкиры отмечали 450-летие добровольного вхождения Башкирии в состав России — отмечали как праздник нерушимой дружбы и братства башкирского и русского народов, всех народов нашей Родины.

    Вхождение в состав России имело для Башкирии большое прогрессивное значение, способствовало пробуждению производительных и творческих сил, приобщению к хозяйственному опыту, русской культуре и общественной мысли.

    Дружба русского и башкирского народов крепла и закалялась в совместной борьбе за целостность и независимость России. Башкиры храбро сражались в ополчении Минина и Пожарского, в Азовских походах Петра I, в Северной и Семилетней войнах. В Отечественную войну 1812 года Башкирия выставила 19 кавалерийских полков. Признанием их ратных заслуг служит то, что в Лейпцигском музее рядом с названиями русских дивизий золотыми буквами высечены наименования башкирских частей.

    Многие века наши народы боролись против социального и национального гнета. Выразительным примером союза людей труда разных национальностей стала Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева, в которой активное участие принял башкирский народ, выдвинув из своей среды талантливого полководца, мыслителя и поэта — легендарного Салавата Юлаева.

    Яркой страницей в летопись боевого содружества вошел рейд южно-уральских партизан по тылам белогвардейцев под командованием В. К. Блюхера. Тысячи башкир отважно сражались в составе частей Красной Армии, которыми командовали М. В. Фрунзе и В. И. Чапаев.

    В грозные годы Великой Отечественной войны 710 000 сынов и дочерей Башкирии сражались на всех фронтах. Героями Советского Союза стали 277 воинов, 34 — полными кавалерами ордена Славы. Символом мужества и отваги, боевого интернационального братства служат бессмертные подвиги Шакирьяна Мухаметьянова (Александра Матросова) и Миннигали Губайдуллина...

    Но не только славных воинов дал стране башкирский народ. Среди наших земляков немало выдающихся ученых и инженеров, деятелей культуры и искусства, спортсменов, политиков и предпринимателей, знатных рабочих промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

    Назовем лишь некоторых людей, чьим трудом прирастает Средний Урал:

    История человечества развивается по спирали. Башкиры на каждом новом витке истории связывали свою судьбу с Россией. И сегодня, храня традиции предков, свою национальную культуру, язык, башкиры Среднего Урала идут по пути общероссийского процесса возрождения и развития всех народов, населяющих нашу великую Родину.