Основан
в 1914 году
Наш университет

Свердловская областная общественная организация «Урал-Осетия»

«Урал-Осетия»
Общество осетинской культуры им. Аслан-Гирея Галати

osetin_embl

    Осетины — один из древнейших народов Кавказа, потомки древних алан, сарматов и скифов. В настоящее время они большей частью населяют северный и южные склоны центральной части главного Кавказского хребта. Территориально образуют Республику Северная Осетия — Алания (площадь — около 8 тыс. кв. км, столица — г. Владикавказ) и Республику Южная Осетия (площадь — 3.4 тыс. кв. км, столица — г. Цхинвал). Много осетин живет на территории Российской Федерации, в том числе на Урале.

    Осетины — это гордый и храбрый народ. Много веков им приходилось бороться за жизнь и свободу, за сохранение родного языка и культуры. Национальными чертами осетин являются честность и верность данному слову. Им присущи такие качества, как уважение к женщине, почитание предков, старших.

 

Конные воины Урала

    В самом центре Кавказа, там, где берут начало Терек и Арагва, где проходят Дарьяльский путь и Транскавказская магистраль, живет народ, давно привлекший внимание исследователей разных стран. Осетины — «чудом сохранившийся реликт скифо-сармато-аланского мира на Кавказе» (В. Абаев), наследники древней кобанской культуры (I тыс. до н. э). На их иранские корни указывает самоназвание: ироны, дигуроны, алланы. В византийских источниках они упоминаются как аланы, азы, ассы. По-грузински имя им было — осы, по-русски — яссы.

Osetin_1   Osetin_11

    История алан-осетин тесно связана с Уралом. Здесь, в степях Приуралья, в III веке до н.э. жили сарматы — конные воины, покорившие царство скифов. Замечательна легенда, донесенная до нас Геродотом, о происхождении сарматов от союза амазонок и скифов. Именно им, иранским воинам-всадникам, как пишет итальянский историк Ф. Кардини, обязан Запад возникновением средневекового рыцарства.

    В первые века нашей эры среди сарматов-аорсов происходит возвыше­ние алан. Выделяется их первая этническая территория — Алания. Новая этно-политическая сила громко заявила о себе. «Неукротимые», как называли их окрестные племена, аланы совершали походы через Кавказ, установив контроль и над проходом в Закавказье — Аланскими воротами (Дар-и-Алан, отсюда — Дарьяльский). Во время великого переселения народов в V веке н. э. часть алан прошла через всю Европу до Франции и Испании.

    Через земли Алании пролегал Великий шелковый путь, что сыграло большую роль в развитии у алан ремесел, торговли, искусства. На рубеже IХ-Х веков создается государство со столицей Магас, славным городом Дедяковом. В начале X веке Алания приняла христианство, проникшее сюда из Византии, создается Аланская Епархия, сооружаются храмы, поддерживаются оживленные отношения с Грузией, Россией. С V-VI веков аланы неоднократно упоминаются в числе «письменных» народов. Сегодня известен па­мятник осетинской письменности — каменная плита с надписью X века из ущелья Большого Зеленчука.

    Известны имена аланских царей: Урдур и Дорголел Великий, Худдан — дед царицы Грузии Тамары, Алгуз. Аланские цари и знать заключали браки с представителями разных царских домов. О мудрых девах аланских слагались легенды. Аланская царевна Сатиник привлекла армянского царевича своим умом и стала царицей Армении.

    На ясынях (осетинках) были женаты многие русские князья. Так, сын Владимира Мономаха Ярополк в походе на Дон и Донец полонил дочь ясского князя, «красну вельми». В замужестве ее называли Еленой. Великий князь Всеволод Большое Гнездо взял в жены ясыню, великую княжну Марию, родившую ему 8 сыновей. Один из них — Ярослав, князь владимирский, отец Александра Невского. Как пишут историки, он был «темпераментным в осетинку-мать и решительным в отца».

    Нашествие Тимура в конце XIV века оказалось трагическим для алан-осетин. Часть их погибла, часть переселилась в Венгрию (яссы), часть была вовлечена в монгольские походы. Оставшиеся на Кавказе аланы оказались запертыми в горах Центрального Кавказа...

Новое время — новые герои

Osetin_6

    Период национального возрождения начинается в XVIII веке. В 1774 году Осетия, сделав осознанный выбор, принимает подданство Российской империи. Так открывается новая страница в жизни осетинского народа. В 1784 году была заложена крепость Владикавказ.

    Первая треть XIX века — один из самых драматических периодов в истории Осетии. Ожесточенная борьба России с Ираном и Турцией за обладание Кавказом сопровождалась карательными экспедициями в Осетию. Такова была реакция империи на сепаратизм части осетинской аристократии; другая ее часть возглавила движение за переселение в Турцию.

    Но XIX век — это и эпоха быстро­го роста промышленности и торговли, становления национального самосознания, восстановления православия. В 1821 году увидел свет первый осе­тинский букварь и первое художес­твенное произведение осетинской литературы, поэма «Алгузиани» о благородном осетино-черкесском царевиче Алгузоне, автором которых был Иуане Габараев (Ялгузидзе). Символом нации стал Коста Хетагуров — осетинский Леонардо да Винчи — народный заступник, выдающийся русский и осетинский поэт и публицист, ос­новоположник осетинской литературы, художник, иконописец.

    Осетины с честью служили России, участвуя во всех ее войнах: были награждены тремя императорскими знаменами, Георгиевскими орденами, в Великую Отечественную войну звания Героя Советского Союза удостоены 72 осетина.

    Имена многих осетин — нацио­нальное достояние и часть мировой культуры. Среди них народный артист СССР Владимир Тхапсаев; балерина Большого театра Светлана Адырхаева; зачинатель жанра джигитовки на мировой цирковой арене Агубе Гудцов и продолжатель его дела, руководитель прогремевшей на весь мир конной труппы Али-Бек Кантемиров; языковед, автор 4-томного осетинского этимологического словаря Василий Абаев; писатель Гайто Газданов; один из создателей космического челнока «Аполлон» Георгий Токати; руководитель Государственного оркестра России Вероника Дударова и Валерий Гергиев, названный лучшим дирижером мира. А сколько славных борцов, фехтовальщиков, футболистов подарила миру Осетия! Не зря Н.К. Рерих считал осетин «народом, полным со­знания героизма и стремления к истинному совершенствованию».

Гость — посланник Божий

    Гостеприимство — важнейшая традиция народа Осетии. Божий гость — так издревле называли каждого вошедшего в осетинский дом. Отказать в приеме гостю — значило подвергнуть несмываемому позору своих родственников и даже однофамильцев. И заклятого врага, зашедшего в дом под именем гостя, осетин встретил бы приветливо и сделал все, для того чтобы он остался доволен и ушел из-под его кровли целым и невредимым. А вне собственного дома хозяин мог и дальше враждовать с недругом.

Где живет душа народа?

    «Счастливы должны быть осетины, измеряя славные корни свои», — писал Николай Рерих Осетинскому комитету в Париже, называя этот народ «вели­ким путником». Будучи Посвященным, он знал о причастности предков осетин к тайным знаниям Космоса, с ко­торыми они в незапамятные времена отправились в великое странствие с прародины всех арийских народов.

    Этнокультура алан-осетин уходит корнями в североиранский мир, вызвавший к жизни удивительную изобразительную систему — так называемый звериный стиль.С ним перекликается кобанская культура — одна из вершин бронзового века. Изображения животных, их голов, лап, крыльев украшали оружие, конскую сбрую, одежду. Изделия из металла отделывались самоцветами, бисером, цветной эмалью. Кстати, и на гербе древней Осетии был изображен белый с черными пятнами барс на фоне темно-голубых гор.

Ремесло

    Высоко развиты были традиционные ремесла: обработка камня, шорно-седельное производство, кузнечное и оружейное дело, ювелирное искусство, золотое шитье, резьба по дереву, плетение шелковых платков и т. д. Замечательные памятники зодчества — христианские храмы Х-ХИ веков. Жилище алана-осетина представляло собой комплекс боевой башни с жилым помещением. Многие боевые башни сохранились как памятники аланской культуры до наших дней. Уникальны склеповые сооружения — некрополи («города мертвых»).

Искусство

Osetin_4

  Славятся осетинское народное хоровое искусство и хореография. Танец Симд — шедевр танцевального искусства, он входит в репертуар многих ансамблей.

    Всемирно известный Нартский эпос запечатлел мифологические представления и бытовые особенности, исторические факты и реалии осетинского народа со времен скифов, причем многие сюже­ты до деталей совпадают с описаниями Геродота. В эпосе воспеваются свободолюбие, удальство и храбрость, честь, уважение к гостю, женщине, старшим. Кстати, национальный этикет осетин требует соблюдения строгих правил общественного и семейного кодекса — адата.

Религия

    Приверженность православию — лишь часть осетин-дигорцев была обращена в магометанство в XVII-ХVIII веках, — нашла отражение в названиях дней недели, обычаях, праздниках Рождества, Пасхи. Особенно широко отмечаются в Осетии День Святого Хетага (июль) и День Святого Георгия — Джиоргуба (ноябрь), который недавно стал государственным праздником. Осетинскому празднику присущи ритуальные действа: жертвоприношение, посещение храма, подношение даров, молитвословия, ритуальная трапеза.

Национальная кухня

Osetin_15

    Основу осетинского меню с древних времен составляли мясо и хлеб. Кроме кукурузного чурека — кардзына, осетинки мастерски делали вкуснейшие пироги — уалибах, обычно круглые и треугольные, с самой разной начинкой: с сыром, мясом, фасолью, листьями свеклы и т. д. В праздник ритуал особый: на блюде подают по три пирога, которые разрезаются строго крестообразно и вкушаются по вознесении старшим молитвы Господу. Осетинский сыр — непременный атрибут застолья. Славилась осетинская кухня и мясными блюдамииз баранины, говядины. Мясо чаще всего варилось целой тушей или большими кусками. В качестве приправы к нему подавали цахдон — соус из чеснока или черемши на сметане или бульоне. Очень популярен был и физонаг — шашлык из баранины, который готовился без предварительного маринования, а также дзыкка — плавленый сыр. Национальные напитки, известные с древности: ронг (питье на меду), багане (пиво), арак (водка).

    Застолье придерживалось непреложного этикета и носило характер священнодействия. Во главе стола сидел хистар — наиболее уважаемый и красноречивый старейшина, затем, строго по старшинству, — остальные приглашенные. Коллективная молитва во время застолья у осетин настолько значима, что само слово «пир» (куывд) так и переводится — «вознесение молитвы».

Храня традиции отцов

    За Уральским хребтом осетины стали появляться, вероятно, с XIX века. В годы советской власти по «кировскому призыву» приехали на Урал молодые инженеры Г. Тибилов, Б. Атаев, М. Акоев, поднимавшие Мелькомбинат, Уралмашзавод. Нашла на Урале пристанище семья В. Атаева, бывшего купца 1-й гильдии, благотворителя, оказавшего в свое время поддержку Кирову и чеченскому революционеру А. Шерипову, друга известных осетинских просветителей Ц. Амбалова, Е. Бритаева, А.-Г. Галати. Сын Акоева, В. Кубачек-Акоев, стал известным ученым в области металлургии. Николай и Сергей Эйхе-Коченовы, внуки царского генерала М. Коченова, строили Магнитку, домны в Нижнем Тагиле, Кузнецке, аэропорт «Кольцове». А внук Тибилова и Атаева, известный своей благотворительной деятельностью предприниматель А. Габараев, в 90-е годы поставил на построенный дедом мелькомбинат эшелон зерна, что помогло Екатеринбургу справиться с продовольственным кризисом… Стоит упомянуть и Н. Гаглоева — изобретателя сверхпрочного ленточного транспортера для закаливания металла, в 92-м году создавшего кооператив «Метиз», первый во всей России...

    С 40-х годов трудятся на благо Свердловской области род Караевых, начиная с Александра, капитана дальнего плавания, покорителя Аляски, работавшего с самим Амундсеном; династии Кулаевых, Баразговых, Золоевых, Гаглоевых, Бозровых… Осетины гордятся народным артистом РСФСР А. Зангиевым, молодым генералом X. Калоевым, выходцами из Северной Осетии Ю. Яковлевым и И. Гуменным, руководителем молодежного ансамбля Театра эстрады. Много сделали для консолидации землячества К. Газаев, Т. Хохов.

    Новая миграционная волна 90-х годов связана с осложнением обстановки в республиках Северная Осетия-Алания и Южная Осетия. В дни Бесланской трагедии осетинская диаспора многое сделала, чтобы помочь пострадавшим. Тогда же, в сентябре 2004 года, были поданы документы на регистрацию Обществ осетинской культуры им. Аслан-Гирея Галати и «Алания», призванных объединить осетин и всех любящих эту страну людей. Благодаря усилиям организаторов и спонсоров в Екатеринбурге проходят благотворительные вечера, концерты для пациентов госпиталей, празднования юбилеев выдающихся деятелей культуры Осетии, организуются выставки и гастроли «звезд»: Гергиева, Нугзарова и др., отмечаются национальные праздники. Одну из первоочередных задач общества видят в том, чтобы сохранить историю и культуру осетинского народа, сберечь традиции своих славных предков.