Основан
в 1914 году
Наш университет

Региональная общественная организация «Общество таджикской культуры «Сомон»


Организация создана в 1997 году.
Председатель — Мирзоев Фарух Мамадалиевич.    

    Цели организации:
— развитие культурного обмена между Россией и Таджикистаном;
— сохранение культурного наследия таджикского народа.

    Мероприятия, программы: «Сомон» участвует во всех городских и областных мероприятиях, посвящённых межнациональным отношениям. Участвовали в проекте «Национальные меньшинства и СМИ», в проекте, направленном на формирование культуры толерантности, который реализуется совместно Администрацией Губернатора Свердловской области и Берлинским Сенатом.

    Организация активно участвуют в работе Совета руководителей национально-культурных объединений при областном Доме мира и дружбы.

   Председатель Совета основанного в 1998 году Общества таджикскойкультуры «Сомон» Ф.М. Мирзоев — член Консультативного совета по деламнациональностей Свердловской области, куда входят представители исполнительной и законодательной власти, лидеры национальных объединений. Кроме того, он участвовал в разработке Соглашения о партнерских отношениях между Главным управлением внутренних дел Свердловской области, Свердловским региональным Консультативным советом общественных объединений Всероссийской политической партии «ЕдинаяРоссия» и национальными общественными объединениям Свердловской области. Такое Соглашение подписано для достижения наиболее эффективной реализации конституционных прав и свобод граждан, предупреждения межэтнических конфликтов, борьбы с преступностью и профилактики правонарушений на этнической почве на территории Свердловской области.

   Организация «Сомон» — учредитель Центра содействиянационально-культурным объединениям при Уральском государственномгорном университете, и ее члены частые гости телепрограммы «Национальное измерение», рассказывающей о жизни народов Свердловской области. Председатель организации входит в состав редакционного совета программы.

    Праздники: День независимости Таджикистана (9 сентября); Новруз — новый год (22 марта), Курбан-байрам, Рамазан-байрам.

    Общество «Сомон» поддерживает контакты с таджикскими организациями других регионов — краснодарской, новосибирской и др.

    Согласно переписи населения 2002 года, на территории Свердловской области, проживает 6125 таджиков.

 

С кем говорил Заратустра?

    Согд, Бактрия, Хорезм, Мерв… Само время дышит в этих названиях. В I тысячелетии до н.э. в этих государствах жили далекие предки таджиков. Обрабатывали землю в оазисах и долинах Амударьи, Зеравшана и Кашкадарьи, пасли скот на Памире, Тянь-Шане и в Арало-Каспийских степях. Строили дома, крепости и храмы. Умели выделывать из хлопка не менее 15 видов тканей. Были мастерами в искусстве керамики, чеканки, резьбы по дереву и металлу. Уже 4000 лет назад в Карамазаре добывали свинец, на Дарвазе — золото, в Бадахшане — лал и лазурит. Остатки древних рудников найдены в Исфаре, Ура-тюбе, Кулябе, Пенджикенте.

    Здесь формируется зороастрийская концепция мира, что нашла отражение в священной книге «Авеста», а из группы иранских языков отделяется восточно-иранская ветвь, которая в будущем расцветет фарси — языком персидской и таджикской культуры.

    В VI веке до н.э. эти земли были захвачены персами, однако два века спустя империя Ахеменидов пала под ударами войск Александра Македонского. К началу нашей эры на руинах Бактрии возвышается могучее Кушанское царство. По территории современного Таджикистана пролег первый трансконтинентальный тракт — Великий Шелковый путь, и торговые караваны распространяли по миру не только кушанские товары, но и культуру живших здесь народов. С образованием в VI веке Тюркского каганата влияние тюркских этнических элементов усилилось, а ко времени арабского завоевания (VIII век) на территории Средней Азии выделились три основные этнические области: согдийская на севере, ферганская на северо-востоке и тохарская на юге.

    Затем на историческую арену выступают Саманиды — первая после арабского владычества местная династия (IХ-Х века). Установив контроль над Средней Азией, Саманиды объединили разные этнические группы в рамках единого государства и единой религии (ислама). Господствующим языком становится фарси-таджикский. В эту эпоху завершается формирование ядра таджикского народа.

 

Люди Средневосточного Ренессанса

    Земли Саманидов процветали. Вся Южная Азия использовала саманидские серебряные монеты. Центрами культурной жизни становятся Бухара, Самарканд, Мерв, Ходжент, Пенджикент, Герат, Балх. Здесь возводятся роскошные дворцы и мечети. В Бухару съезжаются философы, врачи, поэты; создается богатейшая библиотека. Строятся обсерватории, начинают переводиться работы ученых Греции и Индии, создаются оригинальные труды по математике, астрономии, минералогии, механике, физике, химии и медицине. Вершин научной мысли достигают энциклопедисты ар-Рази, ал-Хоразми, Балхи, аль-Фергани и др. Ахмад Сарахси и Абулаббас Марвази пишут трактаты по географии и геодезии. Неизвестным таджикским географом составлен труд «Худуд альалем» («Границы мира»).

    В 858 году в горном селе под Пенджикентом родился Рудаки, будущий основоположник таджикской поэзии. Фирдоуси создает свою знаменитую «Книгу царей» («Шах-намэ»). Ибн-Сина (Авиценна) пишет «Канон врачебной науки», который семь столетий будет настольной книгой медиков Европы. В сферу внимания Авиценны входили также логика, философия, математика, физика, география. Часть работ, объединенных книгой «Даниш-намэ», написаны им на родном таджикском языке. В Нишапуре и Самарканде разрабатывается новый способ обработки керамики, позволяющий сохранять роспись после обжига и покрывать ее глазурью. Совершенствуется технология литья из бронзы и иная металлообработка...

    Однако уже в конце X века политическое влияние в Средней Азии перешло к тюркоязычным народам. Все новые волны тюркских, а позже монгольских племен проникали в области оседлого таджикского населения. На протяжении почти тысячи лет таджикский народ не имел своей государственности, и его культура развивалась в тесной связи с тюркскими народами, особенно узбеками.

    Сложной оказалась судьба таджиков и в XIX-XX веках: северные районы в 1868 году вошли в состав России, а население Южного Таджикистана оставалось под властью зависимого от России Бухарского эмирата. Созданная в 1924 году Таджикская АССР пять лет спустя преобразована в Таджикскую ССР. В 1991-м провозглашена независимая Республика Таджикистан.

 

Не хлебом единым и хлебом единым

    В истории таджикской культуры было многое: и блистательные вершины научного и художественного открытия мира, и тяжелая борьба за сохранение своей самобытности, своего духовного наследия. Одно из самых поразительных качеств, которые всегда проявлял таджикский народ, — удивительная жизнестойкость и непреклонное стремление к миру и добру, несмотря на невзгоды. Не случайно так популярны у таджиков латифы — рассказы-анекдоты, и самые любимые их персонажи — Мушфики и легендарный Ходжа Насреддин.

 

Религия

    Сердцем духовности древних предков таджиков был зороастризм. Учение Заратустры, идеи о посмертном воздаянии, роли человека в мире, вера в Спасителя мира оказали, как полагают ученые, влияние на иудаизм, буддизм, христианство, ислам. Сегодня в Таджикистане ислам исповедуют примерно 95% верующих. 90% из них — сунниты ханафитского толка, остальные — в основном выходцы из Горно-Бадахшанской автономной области — исмаилиты.

Праздники

    Как и все мусульмане мира, таджики с благоговением отмечают религиозные праздники. Например, после 30-дневного поста в месяц рамадан следует Ид апь-фитр — праздник разговения, в котором есть день подаяния особой милостыни, так называемый садака-фитра. С обрядом паломничества в Мекку (хадж) связан праздник жертвоприношения — Ид аль-адха (Курбан).

    С доисламских времен сохранились праздники, связанные с сельскохозяйственным календарем. Наиболее популярны весенние: Сайри лола — праздник тюльпанов и Чучмома сайли — праздник подснежника. Но, пожалуй, самый любимый из всех, самый яркий и живописный — Новый год-Навруз. Знаменуя его начало, на улицы выходят люди с букетами подснежников, ирисов или тюльпанов и распевают песни, посвященные наступлению весны. После шествия убирают жилища, готовят праздничные кушанья, в ночь перед праздником наряжаются в обновы. В ярко освещенном доме накрывают стол. На нем обязательно должно присутствовать семь продуктов, название которых на фарси начинается с буквы «син» — проращенные зерна, чеснок, яблоко, уксус, барбарис, дикая маслина, шпинат. Но главным блюдом, как у христиан крашеное яичко на Пасху, считается суманак — солодовая халва, сваренная из сока проросших зерен пшеницы. Также непременно на столе будут: хлеб, пиала с водой, на поверхности которой плавает зеленый лист, сосуд с розовой водой, фрукты, орехи, петух, рыба, молоко, сыр. Иногда на стол кладут Коран. Считается, что все члены семьи в ночь Навруза должны собраться за трапезой.

Кухня

    Традиционная таджикская кухня имеет много общего с узбекской, но сохраняет своеобразие. Основу питания таджиков, особенно в горных районах, составляли лепешки, выпекаемые в глиняных печах-танурах, и молочные продукты, в том числе топленое масло, сыр сухой (курут) и творожный (панир). Популярны также блюда из риса, манты, овощи и фрукты. Мясо предпочитают баранье и говяжье. Традиционное праздничное угощение у равнинных таджиков — плов, у горных — суп из баранины (шурбо). Любимый напиток — зеленый чай. Без него не обходятся ни один прием гостей, ни одна дружеская беседа. Даже обед начинается с чаепития. Пиалы с чаем подают на подносах, на отдельном подносе — сладости, фрукты, лепешки. Затем в больших пиалах подают суп, на больших круглых тарелках — вторые блюда, а к ним — салаты. Следует отметить почтительное, бережное отношение таджиков к пище, особенно к хлебу: хлеб нельзя бросать и ронять на землю или на пол, его не принято класть на дастархан (стол, скатерть) нижней стороной вверх, ломать его следует осторожно и т.д.

 

Открытое будущее

    Миграция таджиков в Россию и, в частности, на Средний Урал имеет продолжительную историю. Еще в XVI веке таджики появились в Сибири. Известны поселения таджиков — «бухарцев», как их тогда называли, — в Тобольске, Таре, Тюмени, Томске. Основным их занятием была торговля. Бухарским купцам разрешалось свободно ездить из Сибири в Казань, Астрахань, Архангельск и другие города, а потому они стали активными участниками Макарьевской, Ни¬жегородской, Ирбитской ярмарок. По этим каналам торговли между городами и народами на юг в основном шли меха, а также кожи, производство которых наладили бухарцы. Северяне же охотно закупали лошадей, рогатый скот и прочий «импорт». Занимались бухарцы и земледелием, и скотоводством; были среди них чиновники, деятели науки и культуры, а в честь бухарца Ашура назван минерал аширит, месторождение которого тот открыл в Сибири.

    В советские времена миграционный состав изменился. В основном это была молодежь, которая приезжала по комсомольским путевкам в училища, техникумы и вузы, а после по распределению направлялась в российские города. Те из них, кто создал здесь семьи, оставались на постоянное жительство.

    Надо отметить, что таджики не диаспоральная нация. Большинство из них покидали родину, выезжая на заработки, поскольку трудовой потенциал республики превышал возможности местного рынка труда. Трудовая миграция в Россию существовала и в 70-х годах, но она носила организованный характер. Интернациональные бригады на крупных промышленных и сельскохозяйственных объектах никого не удивляли. Однако в 1990-х годах, когда в Таджикистане началась гражданская война и разразился экономический кризис, приток беженцев и трудовых мигрантов из республики в регионы России увеличился.

    Среди уральских таджиков есть ученые, юристы, инженеры, чиновники, предприниматели. Они живут, и трудятся в Екатеринбурге и городах области, учатся в уральских вузах, воспитывают детей, родина которых — Урал.

    На многочисленных новостройках Екатеринбурга и области трудятся граждане Таджикистана. Многие работают в сфере ЖКХ, и благодаря их заботе столица Урала становится чище и комфортабельней. Численность таджиков, имеющих вре¬менную регистрацию на территории Свердловской области, постоянно меняется и зависит от сезона.

    Средний Урал и Таджикистан связывают давние дружеские и партнерские отношения. Уральские заводы производят продукцию, необходимую для становления и реконструкции промышленности республики. Как показала прошлогодняя выставка «Уралэкспоцентра», прошедшая в Таджикистане в рамках Дней России, продукция Уралвагонзавода, Богословского алюминиевого завода, НПО «Автоматика», строительных предприятий области вызвала у таджиков большой интерес. В свою очередь таджики снабжают область продукцией сельскохозяйственного производства.

    А недавно в Екатеринбург для обучения специалистов «Зеленстроя» приезжали их коллеги из Таджикистана. Тот, кто гостил Душанбе, видел другие города-сады этой республики, поймет, что у нашего индустриального Екатеринбурга появился неплохой шанс радикально похорошеть!