Основан
в 1914 году
Наш университет

Удмуртское национально-культурное общество «Эгес»

udmurti_emb

    Удмурты — один из древнейших коренных народов Среднего Урала. В Свердловской области проживает около 18 тысяч удмуртов. Сегодня удмурты компактно проживают в Красноуфимском городском округе, Артинском, Атигском районах, в. г.Екатеринбурге, Дегтярске, г. Верхняя Пышма, Ревде, городе Реже, п. Дружинино, п. Первомайском и т.д… С целью сохранения родного языка, национальной культуры и добрососедских межнациональных отношений в 2003 году создана Свердловская областная общественная организация «Удмуртское национально-культурное общество «Эгес».

   Председатель — Якуткина Марина Шарифьяновна.

021    039

    Главной задачей организации выступает объединие всех удмуртов нашей области, возрождение традиций и обычаев удмуртов Среднего Урала и это нам удаётся.

    Проведены областные традиционные национальные праздники — «Толсур» (Зимнее пиво. Ым усьтон), «Вой нунал» (Масленица), литературный вечер в Областной межнациональной библиотеке, посвящённый 110-летию со дня рождения национального героя Кузебая Герда и Ашальчи Оки, «Быдзым нунал» (Великий день), «Гербер»(праздник плуга). Совместно с марийским коллективом «Яндар памаш» (г. Верхняя Пышма) проведена встреча с коренными удмуртами села Юва Красноуфимского округа. Выступление фольклорного коллектива «Азвесь гур» (серебряные мотивы) г. Екатеринбурга на местное население произвело неизгладимое впечатление. Поселения Юва, Бугалыш, Одо Сола основаны удмуртами еще в XIII в. и посей день там проживают удмурты бок о бок с марийцами.

PICT0270_    PICT0260_

    29 и 30 ноября 2008 г. при содействии Министерства культуры Свердловской области, Министерством национальной политики УР и общими усилиями активистов общества проведён областной фестиваль «Дни культуры удмуртов Свердловской области», посвященный 450-летию вхождения Удмуртии в состав Российского Государства и пятилетней дате общества с момента организации. В мраморном зале Свердловского областного Дворца народного творчества было развернуто удмуртское подворье, выставка декоративно-прикладного искусства и персональная выставка доцента кафедры искусств Удмуртского государственного университета Расифа Батыршина. Выставка получила высокую оценку у зрителей. Была проведена научно-практическая конференция на тему «История развития культуры удмуртов Свердловской области». Целью данного мероприятия выступило формирование интереса к самобытности культуры удмуртов Свердловской области, развитие культуры межнационального общения и толерантного сознания, содействие изучению, сохранению и развитию национальной культуры удмуртов. С содержательным докладом на тему «История удмуртского этноса» выступил начальник историко-этнографического отдела Министерства национальной политики Удмуртской Республики, Юрий Владимирович Александров. О проблемах издания книг на удмуртском языке выступила зам. директора СОМБ Светлана Васильевна Кокорина, аспирант УРГУ. Гвоздём программы гала-концерта явился один из уникальнейших коллективов — Удмуртский государственный театр фольклорной песни «Айкай». Директором этого театра является талантливый руководитель, заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики — Петр Павлович Данилов.

    Организация «Удмуртское национально-культурное общество «Эгес»» занимается не только подготовкой и проведением национальных культурно-массовых мероприятий, но осуществляет работу и в сфере национального образования.

    При поддержке Института развития регионального образования Свердловской области и Министерства образования и науки, Министерства национальной политики Удмуртской Республики, с23 сентября 2006 года начал функционировать удмуртский класс («Ласточка») при общеобразовательной школе №25 города Верхняя Пышма.

041

    Уже третий год, как верхнепышминская школа открыла двери для детей, желающих изучать удмуртскую культуру и язык. Учащиеся этого класса участвуют на городских и областных конкурсах, занимают призовые места. 11 октября 2008 г. в библиотеке национальной литературы, филиале №16 города Каменск-Уральский открылся факультатив по изучению удмуртского языка и культуры.

    Общество «Эгес» также тесно сотрудничает c межрегиональной Всеудмуртской ассоциацией «Удмурт кенеш», с редакцией детского журнала «Кизили» Удмуртской Республики и Межрегиональной ассоциацией «Шэри» — педагогов детского архитектурно-художественного творчества династии Галихановых. Совместная работа имеет культурное, социальное и политическое значение для всей России.

О народе

034 0123192

    70% удмуртов считает родным свой национальный язык. Удмуртский язык относится к финно-угорской языковой группе. В удмуртском языке выделяется несколько диалектов — северный, южный, бесермянский и срединные говоры. Письменность удмуртского языка создана на основе кириллицы. Большинство верующих удмуртов — православные, но значительная часть придерживается традиционных верований. На религиозные воззрения удмуртов, живущих среди татар и башкир оказал влияние ислам.

    Прошлое удмуртов восходит к финно-угорским племенам железного века 1 тыс. н.э. Территория современной Удмуртии издавна была заселена племенами удмуртов или «вотяков» (3-4 вв. н.э.). В 10-12 веках удмурты находились под экономическим и культурным влиянием Волжско-Камской Булгарии. В 13 веке территория Удмуртии была завоевана монголо-татарами.

    Основой для формирования древних Удмуртов послужили автохтонные племена Волго-Камья. В разные исторические периоды имели место иноэтнические включения (индоиранские, угорские, раннетюркские, славянские, позднетюркские). На севере на Удмуртов заметное воздействие оказали русские (контакты с 11-12 веков), в 1489 северные Удмурты вошли в состав Русского централизованного государства. В русских источниках удмурты упоминаются с 14 века как ары, аряне, вотяки; Южные Удмурты попали под власть Волжско-Камской Булгарии, позднее — Золотой Орды и Казанского ханства, и с падением последнего в 1552 присоединены к Русскому государству. Присоединение Удмуртов к Русскому государству завершилось к 1558. Под собственным названием удмурты впервые упомянуты в 1770 году в работе учёного Н.П. Рычкова.В 1920 образована Вотская АО, переименована в 1932 в Удмуртский АО, в 1934 преобразована в Удмуртскую АССР, с 1991 — Удмуртская Республика.

    Традиционные формы хозяйства: пашенное земледелие (рожь, пшеница, овёс, ячмень, гречиха, горох, просо, полба, конопля, лён) и животноводство (рабочий скот, коровы, свиньи, овцы, домашняя птица). Огородничество играло сравнительно небольшую роль. Выращивали для домашнего потребления капусту, огурцы, брюкву, редьку и др. В общих посевах, например, в 1913 зерновые культуры занимали 93%, лён — 4,1%, картофель — 2%, многолетние травы — 0,1%. Традиционные занятия — охота, рыболовство, пчеловодство, собирательство долго служили важным подспорьем. Составной частью традиционного хозяйства Удмуртов были ремёсла и промыслы (в том числе рубка леса и заготовка древесины, смолокурение, углежжение, деревообработка, а также мукомольное производство, извозничество и др.). Отхожие промыслы большого развития не получили. Распространёнными занятиями женщин были прядение, вязание, вышивка и ткачество. Ткани для нужд семьи полностью были домашнего производства, часть тканей шла на продажу, удмуртские холсты ценились на рынке. В Удмуртии с 18 века сложилась развитая металлургическая и металлообрабатывающая промышленность (Ижевский, Воткинский и другие заводы), однако Удмурты использовались лишь на вспомогательных работах.

    Основной социальной ячейкой традиционного удмуртского общества была поземельная соседская община (бускель). Община обычно состояла из нескольких объединений родственных семей. При преобладании малых семей сохранялись большие неразделённые семьи. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, вела совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. При разделе отделившиеся селились по соседству, образуя родственные гнёзда (бoляк, иськавын), сохранялись некоторые элементы общего хозяйства (болячные поля, гумна, бани), широко использовалась родственная и соседская взаимопомощь (веме), когда была необходима кооперация большого числа рабочих рук.

    Поселения (гурт) Удмуртов располагались в основном цепочкой вдоль рек, вблизи родников. До середины 19 века удмуртские гурты застраивались без улиц: каждый родственный коллектив строился вокруг родовой усадьбы, образуя кучевую планировку поселения. Во 2-й половине 19 века согласно правительственным указам внедряется уличная планировка, при этом родственники селились по соседству, образуя улицу или концы с патронимическим названием. Исторически сложившимися типами посёлков у Удмуртов были деревни, сёла, починки.

    Традиционное жилище Удмуртов — наземная бревенчатая изба (корка) с холодными сенями. Двускатная тесовая крыша ставилась прежде на самцах, позднее — на стропилах. Углы рубили в обло, пазы прокладывали мхом или куделью. В начале 20 века зажиточные семьи ставили дома-пятистенки, из зимней и летней половин, или двухэтажные дома с кирпичным низом. Удмуртская изба соответствовала северо-среднерусской планировке. Глинобитную печь (гур) ставили у входа устьем к фасадной стене. На шестке устраивали очаг — северные Удмурты с подвешенным, южные, как и татары, с вмазанным котлом. По диагонали от печи находился красный угол, где стояли стол и стул для главы семьи. Вдоль стен тянулись массивные лавки, над ними — полки. Спали на нарах и полатях. Летом жили в неотапливаемой одно- или двухэтажной клети (кенос, чум) с галереей. Их часто ставили под одну крышу с избой, соединяя их сенями, или отдельно, напротив избы, по другую сторону двора. На каждом дворе было культовое сооружение (куа) для семейных молений. Оно служило и летней кухней. Из других надворных построек на усадьбе удмуртского крестьянина были погреб с навесом или срубным помещением — кладовкой над ним, навесы для дров и хозяйственного инвентаря. Хлевы и скотный двор, отделённые забором, примыкали к чистому двору.

    Типичная планировка усадьбы П-образная, встречается и Г-образная. Уличную сторону усадьбы составляли фасад дома и глухая стена кеноса или хозяйственного амбара, соединённые оградой с воротами. Наличники окон и столбы ворот украшали солярными узорами в технике трёхгранной выемчатой резьбы.

    Североудмуртский женский костюм начала 20 века состоял из белой холщовой туникообразной рубахи (дэрем) с прямыми рукавами с ластовицами, с треугольным или овальным вырезом на груди, закрываемым съёмным вышитым нагрудником (кабачи). Поверх рубахи — холщовый белый халат (шортдэрем) с короткими рукавами. Подпоясывались тканой или плетёной опояской и передником без грудки. У южных Удмуртов к этому времени белая одежда сохранялась лишь в качестве ритуальной, для всех остальных случаев шили дэремы из пестряди, расширяющиеся к низу и оканчивающиеся оборкой. Грудь рубахи украшали аппликацией из кумача и цветных ситцев. На рубаху надевали сшитый в талию камзол или безрукавку (саестэм). Передник южные Удмурты шили с высокой грудкой. Верхняя одежда — полушерстяные и шерстяные кафтаны и шубы. Обувь — узорные чулки, вязаные или сшитые холщовые носки, лапти (кут) с узорными шерстяными оборами, башмаки, валенки.

Головные уборы — налобная повязка (йыркерттэт), головное полотенце с затканными концами, спускаемыми на спину (чалма, весяк кышет), высокая берестяная шапка, обшитая холстом и украшенная монетами, бисером, раковинами (айшон) — аналог русского кокошника. На него накидывали вышитое покрывало (сюлык). Девичьи головные уборы — платок, налобная повязка (укотуг), небольшая холщовая шапочка, украшенная вышивкой, бисером, металлическими бляшками или мелкими монетами (такъя).

    Женские украшения: нагрудные из монет, бисера, чересплечные перевязи камали, бутьмар, серьги (пельугы), цепочки (жильы), кольца, перстни (зундэс), браслеты (поскес), бусы, ожерелья (весь). Белая холщовая одежда украшалась вышивкой по подолу, на груди и рукавах. Девушки вплетали косники (йырси пунэт) с монетами и бусами. В украшениях северных Удмуртов преобладали вышивка, бисер и бусы, у южных — монеты.

    Мужская одежда: белая, позже пестрядинная рубаха-косоворотка, штаны из пестряди, чаще синие в белую полоску. Подпоясывались ремнями или шерстяными ткаными поясами. Мужские головные уборы — валяные шляпы, шапки из овчины. Обувь — холщовые или шерстяные онучи, лапти, сапоги, валенки. Верхняя тёплая одежда не отличалась от женской.

Кухня

Основу питания Удмуртов составляют растительные продукты в сочетании с животными. Активно включают они в свой рацион дикорастущие дары природы: грибы, ягоды, различные травы. Традиционные хлебные изделия: кислый подовый хлеб (нянь), кислые лепёшки с молочной подливой (зыретэн табань), блины с маслом и кашей (мильым), ватрушки из пресного теста с разнообразными начинками — мясной, грибной, капустной и т.д. Одно из любимых кушаний — пельмени мясные, капустные, картофельные, творожные и др. Различные супы (шыд): с кислым тестом, лапшой, грибами, горохом, крупой и капустой; уха; щи из дикорастущей зелени. Популярны окрошки с хреном, редькой. Традиционны каши из разных круп, иногда вперемешку с горохом. Молочные кушанья: простокваша, ряженка, творог. Масло и сметана в прошлом были праздничной и ритуальной пищей, так же как и яйца. Сладкие кушанья — из мёда, конопляного семени. Наиболее характерные напитки: хлебный и свекольный квас (сюкась), пиво (сур), медовуха (мусур), самогон, ягодные морсы. Мясо употребляли в вяленом, печёном, но преимущественно в отварном виде. После забоя скота делали кровяную колбасу (виртырем), студень (куалекъясь).

Праздники

    Большое место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники, связанные с важными этапами сельскохозяйственных работ. Обрядовое содержание календарных праздников состояло из жертвоприношений, молитвенных и песенных заклинаний, различных магических действий, призванных отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи, в целом хозяйственное и семейное благополучие крестьянина. После официальной обрядовой части следовала развлекательная: весёлое народное гуляние с хороводами, играми, плясками. Подготовка и проведение праздников санкционировались общиной.

naselenie_

Религия

    Для религии удмуртов был характерен многочисленный пантеон божеств и духов, среди них Инмар — бог неба, Калдысин — бог земли, Шунды-муммы — Мать солнца, всего их было около 40. Многие обрядовые действия были связаны с хозяйственными занятиями: геры поттон — праздник выноса плуга, выль жук — обрядовое поедание каши из зерна нового урожая. С 19 века проведение многих праздников стало приурочиваться к датам христианского календаря — Рождеству, Пасхе, Троице. Удмурты нередко имели два имени — языческое, данное при наречении бабкой-повитухой, и христианское, полученное при крещении.

Искусство

    В устном народном творчестве — мифы о возникновении земли, человека, различных животных, предания о древней истории народа, богатырях-родоначальниках, сказки, пословицы, поговорки, загадки. Ведущее место в декоративно-прикладном искусстве занимают вышивка и узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала и др.), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение на бересте. Развита профессиональная культура.

    Сохраняется народное музыкальное и песенно-танцевальное искусство. Музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь, ымкубыз), свирель и флейта из стеблей растений (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз, кубыз). Бытовали также свистульки (шулан, чипсон), трещотки (такыртон), рожки (тутэктон). С конца 19 века древние инструменты вытесняют гармонь, скрипка, балалайка, гитара. Музыка звучала на всех празднествах, свадьбах, хороводах.

    Удмуртский фольклор включает различные жанры, следы первоначальной эмпирической систематики которых обнаруживаются в народных терминах-определителях, вбирающих в себя обрядовое действо, символически-образное, магически творящее слово, музыкально-хореографические ритуалы. Синкретизм древних форм удмуртского фольклора, место и роль в жизни народа выражены в определениях «мадь», «мадькыл», «мадиськон». Употребляют в значении «сказывать, рассказывать, славить, петь, загадывать, передавать тайное». Корень *Мо — имеет параллели почти во всех родственных финно-угорских языках и означает «учить, советовать, передавать опыт, познавать мир».

     Большой раздел обрядовой поэзии составляют песенные жанры. Сопровождавшие календарные и семейные праздники, они отразили магическое отношение не только к слову, но и к музыке. Определяются как «напевы, мелодии» (крезь, гур).

    Необрядовый раздел удмуртского фольклора представлен прозаическими произведениями. Несказочная проза воспринимается как «сказания предков рода» (выжыкыл), включает разного рода предания, былички, побывальщины, сказы; сказочная — как «небылица» (пцртман кыл), включает сказки о животных, волшебные, новеллистические, мифологические.

    К необрядовому фольклору относятся также жанры с превалированием назидательной функции: приметы, поверья-назидания и табу, пословицы и поговорки, различные виды словесных игр, загадки.