Основан
в 1914 году
Наш университет

Украинская национально-культурная автономия г. Екатеринбурга

В 1992 году возникла Уральская региональная ассоциация украинцев. В 2004 г. образована Украинская НКА, председателем которой стал Паняк Стефан Григорьевич.

Сегодня организацию возглавляет Щербина Петр Степанович.

Организация оказывает поддержку пожилым людям, бывшим репрессированным, переселенцам с Украины, восстанавливает контакты между родственниками, живущими в России и на Украине, добивается адекватных условий функционирования русских объединений на Украине и украинских в России.

Легенды и реальность

Ukraina3

Среди народных героев, которыми гордится Урал, пожалуй, один из самых любимых и популярных — казацкий атаман Ермак Тимофеевич. О подвигах Ермака «со товарищи» сложено немало песен, сказаний и легенд. Его имя связывают с золотыми кладами, скалами-камнями» по Сылве и Чусовой, с древними городищами, где он якобы стоял лагерем. По свидетельствам историков, в Пермской и Свердловской областях множество речек, урочищ, скал, населенных пунктов носит имя Ермака и его спутников — сотников Ивана Кольца, Богдана Брязги, Микиты Пана. Имя Ермака стало своеобразным символом свободы и независимости. Главный же его подвиг — открытие торной дороги в Сибирь, ее присоединение к Российскому государству. Биография и личность славного казачьего атамана по сию пору остаются загадкой для ученых...

    А вот тот факт, что с отрядом Ермака в начале 80-х годов XVI века на Урал и в Сибирь пришли украинцы, у исследователей сомнений не вызывает. Однако времена казачьей вольницы были недолгими. В конце XVII — начале XVIII веков казаков на Урал ссылали. Здесь они преимущественно работали на заводах или их охраняли. Например, в Шалинском районе Свердловской области есть деревня Волына — по преданию, сюда были сосланы казаки Волынского полка.

    Про поселения украинцев на Урале в XIX веке рассказывал знаменитый уральский писатель Мамин-Сибиряк. В его романе «Три конца» дается описание трех околиц горнозаводского поселка — кержацкой, туляцкой и хохляцкой. Книга рисует яркую картину жизни украинцев на Урале, их быта, взглядов, традиций и языка.

    Страницы истории Нижнего Тагила — крупнейшего в те времена горно-металлургического центра на Среднем Урале — говорят об этом так: «В первой трети XIX в. в связи с открытием в Нижнетагильском округе новых залежей медной руды (1814) и многочисленных месторождений золота и платины (1822-1825) заводчикам потребовалась новая рабочая сила. Начались массовые переводы в Нижний Тагил крестьян с Украины, в основном из Новгород-Северского уезда Черниговской губернии. Все они были поселены на Гальянке. Переселенцы располагались компактными группами, образовывая новые улицы. Для них были уже подготовлены так называемые «казенные избы» — дома, состоящие из одного сруба, покрытого двухскатной крышей… Благодаря преобладанию здесь выходцев с юга Российской империи Гальянка приобрела свое ироническое прозвище — «конец хохляцкий».

    Столыпинские реформы вызвали новую волну переселений в Сибирь на рубеже Х1Х-ХХ веков. Потомки этих переселенцев перебрались потом и на Урал.

    Еще одна волна насильственных перемещений связана со сталинскими репрессиями. В «Книге памяти», составленной тагильчанином В.М. Кирилловым, находим такие цифры: «На 1 сентября 1931 г. общий контингент учащихся-спецпереселенцев составил 2505 человек. Из них русских — 1548, украинцев — 502, татар — 37, эстонцев — двое, болгар — один, марийцев — 91, чувашей — 210, мордвы — двое, немцев — 52».

    Новый приток украинцев на Урал обусловила Великая Отечественная война. Сотни заводов эвакуировались сюда с Украины. Так, в 1941 году в Свердловск был перевезен киевский завод «Большевик» — ныне Уральский завод химического машиностроения.

    Ну а после войны украинцы в основном переселялись на Урал по распределению после окончания учебного заведения, оставались после службы в армии, женились или выходили здесь замуж.

    Сегодня украинцы проживают практически во всех населенных пунктах Свердловской области, но наибольшая концентрация отмечается в Екатеринбурге, где живет почти половина диаспоры.

Кто они, уральские украинцы?

    Украинцы внесли большой вклад в культурную и хозяйственную жизнь Среднего Урала. Вместе со всем народом трудились они для победы в Великой Отечественной войне. Специалисты эвакуированных предприятий в глухих лесах, на неприспособленных площадках героическими усилиями возводили новые корпуса заводов, которые уже через полгода выпускали танки и снаряды. Первую военную продукцию — минометы — Уралхиммаш выдал в феврале 1942 года, хотя некоторые станки стояли прямо под открытым небом, на просеке.

    На Урал были эвакуированы институты, и здесь несколько лет работали лучшие ученые республики. Многие писатели и поэты также жили во время войны в Екатеринбурге. Потом часть из них уехала, но творчество, ученики, идеи — остались на Урале. Например, одним из руководителей строительства газопровода «Бухара — Урал» был Губский Алексей Андрианович, так много сделавший для развития газовой отрасли не только на Украине, но и на Урале, и в Башкирии. Его дочь сегодня одна из активисток украинской общины.

    А сколько украинцев — медиков, учителей, инженеров, рабочих, военных, людей других профессий трудится здесь сегодня! Приведем лишь некоторые имена, прославившие наш город и область: художник Новиченко Валентин Алексеевич; профессор горного университета Паняк Стефан Григорьевич; профессор медицинской академии Кернесюк Николай Леонтьевич; художественный руководитель Уральского оркестра народных инструментов Леонид Павлович Шкарупа; солистка Свердловского театра музыкальной комедии, заслуженная артистка России Элла Ивановна Прийменко; известный уральский краевед, лауреат губернаторской премии, создатель уникальной фотовыставки «Тагильчане XX века» Коверда Иван Трофимович; композитор, художественный руководитель хора села Покровского и хора украинской песни «Свитанок» Косюк Вадим Николаевич; заслуженный артист России Виктор Григорьевич Сытник; музыковед и композитор Иванчук Наталья Николаевна… Людей, несущих высокую внутреннюю культуру, умеющих хорошо трудиться и радоваться жизни, можно перечислять и перечислять.

 

    Вiд щирокого сердця

    Украинцы не зря так ревностно хранят свою культуру, традиции, язык. Чего стоит одна только речь украинская, плавная, напевная — сама музыка! Наверное, поэтому украинцы — музыкально одаренная нация. Мамина певучая речь, украинские колыбельные стали первыми мелодиями для многих известных певцов екатеринбургского Театра оперы и балета, артистов Театра музыкальной комедии, преподавателей музыкального училища. Вот лишь несколько имен: Элла Прийменко, Виктор Сытник, Леонид Шкарупа, Вадим Косюк, Валентина Бормотова, Наталья Иванчук, Максим Палий, Наталья Дацько.

DSC_0334_

    Особенно колоритны народные песни, без которых не обходится практически ни одна встреча. Еще в 1992 году был основан хор «Свитанок» («Рассвет»), которым руководят Вадим Косюк и Ольга Голова. Солисты хора — Александр Щебетун, Люба Белая, Наталья Царегородцева, Николай Сергиенко, Наталья Павлович, Светлана Гонченко, Владимир Омельченко — неоднократные участники конкурсов и фестивалей. Недавно из состава хора выделился ансамбль «Днепряне», который завоевывает сердца екатеринбуржцев, успешно выступает за пределами города и области.

Праздники

    Песни непременно звучат на всех праздниках, которые по традиции отмечают уральские украинцы: Новый год, Рождество, день рождения Леси Украинки (25 февраля), день рождения Тараса Шевченко (9 марта), День Победы, День славянской письменности и культуры (24 мая), День Независимости Украины (24 августа). И конечно, отмечаются юбилеи выдающихся украинцев, юбилеи членов общества.

    Церковные праздники справляются по православному календарю. На Пасху расписывают писанки (пасхальные яйца), идут в церковь Преображения Господня слушать проповедь отца Николая (Ладюка), устраивают праздничный стол, поздравляют друг друга, поют песни. На Рождество переносятся сердцем в Украину — поют колядки, варят кутью, узвар, другие национальные блюда, ходят в церковь.

Кухня

    Украинская кухня радует разнообразием и богата старинными традициями. Многие блюда из национального меню знают и любят во всем мире: борщ, вареники, кулеш, голубцы, медовики. Традиционны пироги с творогом. А кто же не помнит галушки, которые так и норовят прыгнуть в рот, даже если едок и не сам Пузатый Пацюк! А знаменитый борщ украинский — с салом и чесноком! Да только ли он один? А борщ постный, борщ львовский, борщ волынский, борщ киевский, борщ галицкий… И еще много разных! Частое блюдо на украинском праздничном столе — вареники. Тут тоже всех разновидностей не перечислишь: вареники с картофелем, с картофелем и грибами, с капустой, с творогом, с вишнями, с красной смородиной, с сухофруктами. А есть еще вареники с рыбой, с мясом, с ливером, с печенкой...

Новогодний стол украинцев


Ukraina2    Украинки очень практичны, большие мастерицы в домашних делах, и у каждой есть свои тайны сохранения тепла и уюта в доме. Украинка хранит в семье мир, любовь, радость, сберегает традиции и культуру своего народа. Рецепты блюд передаются от мамы, бабушки, прабабушки, как и секреты вышивки. Ведь это тоже в народных обычаях — вышитый рушник или салфетка на столе, красивая керамическая посуда.

    Вышивка — одна из значимых частей украинской культуры. Многие узоры имеют тысячелетнюю историю, и в каждой местности свои узоры, своя гамма цветов. Вышивка — это и оберег, и пожелание счастья, и символ жизни и радости. На праздники украинцы и в наши дни часто надевают вышитые сорочки, да и в современной украинской одежде тоже чувствуется влияние национальных мотивов.