Основан
в 1914 году
Наш университет

Свердловское областное национально-культурное сообщество саха

Якутское сообщество Саха «Аан Дойду»

Yakuti_emb

    Созданное в Екатекринбурге в 1999 году сообщество саха «Аан Дойду» объединяет не только якутов, но представителей других национальностей — тех, кто жил и работал в Якутии, любит эту землю и ее народ.

    Председатель — Колмогоров Дмитрий Прокопьевич.

   Свою главную задачу «Аан Дойду» видит в укреплении межнациональных отношений, сохранении и развитии национальной культуры, ее популяризации среди других народов Среднего Урала. И не без успеха. Например, вот уже пятый год подряд на берегу Верх-Исетского пруда они празднуют Ысыах. Пусть он пока не так грандиозен, как в Якутии, но суть не в масштабах.

    Организация принимает активное участие во всех областных и международных круглых столах, семинарах, конференциях и мероприятиях, связанных с вопросами национальных правоотношений. Постоянный участник в сборных концертах Дня Среднего Урала и Дня города Екатеринбурга. Является одним из учредителей Центра национально-культурных автономных объединений при Уральском горном университете.

    «Аан Дойду» является одной из шести организаций, инициаторов и организаторов по созданию Консультативного Совета по делам национальностей Свердловской области во главе с Губернатором Свердловской области Э.Э. Росселем.

    Во время наводнения в г. Ленске по инициативе организации совместно с Агентством Республики Саха (Якутия) по регионам Урала была организована помощь пострадавшим. Более 50 вагонов со стройматериалами и гуманитарной помощью было отправлено в г. Ленск.

Yakut8   Yakut5

    О выдающихся деятелях организации: Наградами высших органов государственной власти Свердловской области: Почетной Грамотой Губернатора Свердловской области и Почетной Грамотой Законодательного Собрания Свердловской области награждены Яковлев Виктор Леонтьевич, член исполкома организации, член Президиума Уральского отделения Российской Академии наук, председатель Уральского отделения академии горных наук России и Отов Николай Семенович, Вице-Президент организации, член Консультативного Совета по делам национальностей Свердловской области за заслуги в сфере общественной жизни, способствующие укреплению и развитию Свердловской области, росту ее авторитета в Российской Федерации и за рубежом.

 

Встреча на Лене

    Что такое Якутия? Это 1/5 территории Российской Федерации. Это земля, где проживает 127 народов. Это несметные природные богатства. Это один из красивейших, но и самых суровых к человеку регионов планеты. Здесь расположен Полюс холода, а годовой перепад температур составляет 100 °С. Почти вся Якутия лежит в зоне вечной мерзлоты, причем местами толщина слоя достигает 1,5 км и в нем до сих пор находят сохранившиеся тела доисторических животных. Так, на уникальном «Берелехском кладбище» обнаружены останки 150 мамонтов.

    Имя Республике Саха дали ее коренные жители — якуты. Якуты — самая северная ветвь тюркских народов, образованная слиянием восьми родовых племен. Отдаленными предками этого народа были скифы и гунны. Еще в 200 году нашей эры гунны вторглись на территории современного Приуралья и Поволжья. Таким образом, корни культуры якутов берут начало в общей региональной культуре ранних кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. Придя в долину Лены, где жили тунгусо-маньчжурские и протоякутские племена, они сформировали этнос с самоназванием «саха», выработали единый язык. Тунгусы-эвенки называли якутов «яко», а русские — «якольскими людьми».

Yakut3
Yakut2

    Предки якутов принесли на Среднюю Лену сложную своеобразную культуру. Привели и акклиматизировали лошадей. Основными занятиями народа саха были коневодство и разведение крупного рогатого скота, охота и рыболовство. Высокое развитие получили плотницкое и столярное, ювелирное и портновское ремесла. Якуты издревле использовали не только древесину, кожу, но и железо, бронзу, медь, серебро, олово, свинец и золото, знали литейное и кузнечное дело. Самых искусных кузнецов якуты называют «хомусуннаах уус», то есть кузнец, имеющий чары, волшебство. Мастер такого класса может так изготовить якутский народный инструмент хомус, чтобы в нем слышалось не только пение птиц, но и их полет, не только стук копыт лошадей, но и свист ветра в их беге...

    История якутов до XVII века в документах не зафиксирована, однако многие события отражены в удивительно богатом фольклоре, в особом жанре исторических преданий. Вторая половина XVI и начало XVII века в преданиях связаны с именем Тыгын Дархана. Этот тойон (местный князь, или, по русским источникам, «князец») — личность сложная и противоречивая, предстает то богатырем, героем, объединившим улусы, то коварным и кровожадным тираном. Междоусобные распри между Тыгыном и его родичами остались в памяти народа эпохой войн и раздоров — кыргыс уйэтэ. Так или иначе, на склоне лет Тыгын повелевал большинством родов и племен. Долина Туймаада, земли вокруг оз. Сайсары становятся политическим и культурным средоточием нового этноса.

    Тыгын Дархан находился и в центре первых контактов с купцами и московскими служивыми людьми. По преданию, когда на Лену пришли русские, он отвел им землю под постройки. В 1632 году здесь был возведен первый острог — поселок, обнесенный частоколом. Этот год и считается официальной датой вхождения народа саха в состав Московского государства.

    В августе 1638 года Москва объявляет «Якольскую землицу» самостоятельной административной единицей — Якутским уездом с центром в Ленском остроге (будущий Якутск). Назначены первые воеводы — Петр Головин и Матвей Глебов. Уезд состоял из 35 волостей, а до 1731 года включал и весь Камчатский полуостров и был самым крупным образованием в Московском государстве.

 

Чем красна «Якольская землица»

    С этого периода открывается новая страница в жизни народа саха. До появления московских служивых людей никакое другое государство не входило в тесный контакт с населением этих земель. Переселенцы из России положили здесь начало земледелию. Благодаря пушному промыслу возникли товарно-денежные отношения. В конце XIX века получают развитие транспорт и промышленность. Предпринимаются первые попытки организовать разведку и добычу полезных ископаемых, наладить производство свинца. Новый импульс дан искусству, культуре.

Yakut1

    Якуты, в свою очередь, многое сделали для развития и укрепления российской государственности. Народ саха — исторически народ-воин, сила и сноровка которого веками закалялись в экстремальных для жизни условиях. Якуты защищали границы Московского государства, которое с момента вхождения в него «Якольской землицы» становится континентальной сверхдержавой, получает выход к северным морям и Тихому океану. Они осваивали непроходимые в то время новые земли вплоть до Камчатки. В 1701 году создан Якутский казачий полк численностью в 1500 человек. Героизм воинов Якутского пехотного полка, оборонявших Багратионовы флеши в Бородинском сражении, отметил император Александр I. В Великую Отечественную войну сыны народа саха прославились как снайперы. Не важно, какое оружие они применяли против противника: винтовку, как Герой Советского Союза Ф.М. Охлопков, на счету которого 429 вражеских солдат и офицеров, либо пушку, как защитник Сталинграда Г. Д. Протодьяконов, в одиночку подбивший три фашистских «тигра». Всего же звания Героя Советского Союза удостоились 24 воина из Якутии.

    На протяжении XX века Якутия прошла сложный путь политического, экономического, социального и духовного развития. Провозглашенная в 1922 году Якутская Автономная Советская Республика в 1992 году стала суверенной Республикой Саха (Якутия) в составе Российской Федерации.

 

В сердце Ысыаха

    Культура народа саха уходит корнями в тюркский мир, и в то же время она уникальна. Так, якутский язык существенно отличается от прочих языков своей семьи. Он сохранил многие архаичные черты — например, долгие гласные, дифтонги, придающие речи напевность и плавность. Разговорный язык очень живописен, меток и звучен. Якуты любят красное словцо, шутки, каламбуры. Многие слова заимствованы из русского языка, что отражает влияние русской культуры, религии.

Религия

    Православие пришло в Якутию после ее вхождения в состав Российского государства. Самой первой приняла православную веру якутка Абокаяда Сючу, которая в 1640 году обвенчалась в церкви Ленского острога с Семеном Дежневым, знаменитым русским первопроходцем.

    И все же большинство якутов сохранили языческие верования своих предков. Основа их религиозности — шаманизм, вера в добрых и злых духов. Как заметил в своем этнографическом труде ссыльный поляк Вацлав Серошевский, 12 лет проживший среди якутов, этот народ «всюду ищет иччите [дух предмета] — каждая былинка, куст, дерево, камень, каждая гора, утес, речка, лесок… каждый инструмент, нож, топор, ружье, могут обладать «душой». Особую роль в религиозной культуре якутов играет сэргэ — резная деревянная коновязь. К сэргэ люди сходились для молений, собраний, вокруг них проводились народные праздники. Любопытно, что при советской власти установка сэргэ не преследовалась.

Искусство

    Космогонические, тотемические и культовые представления нашли свое отражение в богатейшем якутском фольклоре. Его наиболее яркая страница — древний героический эпос олонхо, состоящий из множества сказаний. С олонхо начинается якутская философия — жизнеутверждающая, ориентированная на созидание, веру в добро и красоту. Якутское олонхо не столько сказывается, сколько поется, и каждый персонаж наделен традиционной мелодией, соответствующей его характеру и деяниям. Исполнитель олонхо — олонхосут — человек с особым даром. Он помнит наизусть до двадцати тысяч стихотворных строк, обладает актерским мастерством и может выступать перед аудиторией несколько суток подряд. Кстати, 24 ноября 2005 года международное жюри ЮНЕСКО присвоило эпосу олонхо статус «Шедевр устного и нематериального наследия человечества».

Праздники

Yakut7

    Лучший способ понять душу якутов — посетить праздник Ысыах, который с 1992 года отмечается как государственный праздник Республики Саха. Справляется он в день летнего солнцестояния и связан с культом солнечного божества. Прародина этого праздника возрождения природы — степи Центральной Азии.

    Ысыах устраивается под открытым небом. Устанавливаются резные коновязи-сэргэ, а самая высокая размещается с восточной стороны. Там привязывают белого коня и священную кобылицу. Праздник начинается с благодарения сил, от которых зависит жизнь якута. Кульминация — обряд окропления кумысом («ыс» означает «кропить», отсюда и название праздника). Этот ритуал символизирует рождение Вселенной и человека и служит данью благодарности божествам. Далее следует пир, на котором можно получить исчерпывающее представление о национальной кухне. Здесь и всевозможные блюда из молока, сливок и сметаны, и рыба самых разных сортов, соленая, копченая и вяленая. Строганина из нельмы, чира, омуля или из жеребятины — экзотично, вкусно и полезно для здоровья. А сколько мясных блюд — из говядины, оленины, лосятины, медвежатины! И конечно, богатырский напиток — кумыс из кобыльего молока.

    Ысыах немыслим без состязаний, которые когда-то символизировали борьбу между зимой и летом, злыми и добрыми силами. Непременно проводятся конные скачки, соревнования по бегу, прыжкам, национальной борьбе хапсагай; состязаются олонхосуты. А завершает праздник «танец единения душ» — осуохай, символизирующий жизненный круг. Танцующие, двигаясь по солнцу, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности Солнцу за свет и тепло, подаренные людям.

 

Праздник Солнца пришел на Урал

    Точных данных о том, как и когда на Среднем Урале появились первые якуты, нет. Случилось это, скорее всего, уже в советские времена, когда молодежь начала приезжать сюда поступать в вузы и техникумы, направлялась по государственному распределению после учебы или по назначению для службы в армии или МВД. Те из них, кто обзавелся здесь семьями и остался на жительство, их дети и внуки, а также новые поколения студентов и аспирантов и составляют якутскую диаспору Свердловской области. Большинство якутов живут, работают и учатся в Екатеринбурге.

    Якутская диаспора невелика, но среди этих людей немало замечательных специалистов: горняков, старших офицеров ВС России, МВД, ФСБ, ученых, инженеров, преподавателей. Так, В.Л. Яковлев, академик Якутской академии наук и членкор Российской академии наук, разрабатывает современные направления горной науки России; Н.С. Отов, ныне член Консультативного совета по делам национальностей при Губернаторе Свердловской области, был одним из тех, кто запустил в производство электронные комплексы для истребителей СУ-27, МИГ-31. Назовем также заслуженного геолога Республики Саха О. И. Плотникова; заслуженного учителя PC Н.А. Плотникову; заслуженного деятеля культуры PC А. И. Лукину; ветерана ФГУП «Авиакосмическое агентство НПО «Автоматика», члена Консультативного совета партии «Единая Россия» по вопросам национальностей Д. П. Колмогорова; ветерана Вооруженных Сил, кавалера наград правительства и Министерства обороны СССР И. С. Захарова; ветерана МВД, кавалера наград правительства и МВД А. И. Третьякова; ветерана ФСБ, кавалера ордена «Знак Почета» А. А. Емельянова; заслуженного ветерана труда Л. В. Колмогорову.